На Мессояхском месторождении в ЯНАО используют беспилотный КАМАЗ
Беспилотные технологии уже активно используются на ямальских месторождениях, например, на Тазовском и в Ямбурге. В основном это беспилотные вертолеты, квадрокоптеры и монокрылья. Все эти машины были представлены вчера на выставке Х Питерского международного газового форума ООО «Газпромнефть».
Машины используются для геологоразведки, поиска кратеров, контроля за строительством или мониторинга текущей ситуации на промышленном объекте
Владимир Гулин
руководитель направления в научно-техническом центре ООО «Газпромнефть»
Беспилотные вертолеты типа ВТ45 могут преодолевать расстояние в 100–150 километров в одну сторону и перевозить грузы до 20 килограммов. Сейчас компания рассматривает варианты внедрения машин, которые могут покрывать расстояние в 200 километров без дозаправки. Работают они на бензине АИ-95 и на максимальной высоте в 2 километра. Полеты машины совершают по техническому заданию, поэтому не требуют удаленного оператора, оснащены навигацией, и специалист всегда может проверить, где в данный момент находится вертолет.
Беспилотники позволяют не только своевременно сообщать о чрезвычайных, аварийных ситуациях, но и сканировать местность на предмет потенциальных опасностей. Например, в период схода снега аппаратура может отследить, насколько подтаял лед на реке, размокла дорога через болото в тундре или уровень сейсмологической опасности в конкретной точке. Это помогает сохранить не только технику, но и жизни людей.
На Мессояхском месторождении уже используется беспилотный КамАЗ. Он выполняет те же задачи, что и машина с водителем — перевозит грузы на дальние расстояния.
Мы не используем беспилотники для перевозки людей, на данный момент это небезопасно. Но с промышленными задачами они справляются отлично. Мы точно знаем координаты зимника и можем заложить в техническое задание перемещение между этими точками
Владимир Гулин
руководитель направления в научно-техническом центре ООО «Газпромнефть»
Автомобиль с помощью лазера сканирует пространство и в случае возникновения препятствий, которые невозможно объехать, останавливается и посылает вызов оператору. В 90% случаев беспилотник справляется самостоятельно, обращение к человеку происходит только, если препятствие действительно непроходимое.
При компании создан Центр беспилотных авиационных систем. Это консолидирует все сценарии применения таких машин и поможет распространить практику на разрабатываемые месторождения.