Набедренная повязка и один вдох в год: до чего можно дойти, занимаясь йогой
Йога — намного больше, чем физические упражнения, заявил Владимир. Более того, описание ведических асан занимает лишь незначительную часть трактата «Йога-сутры» индийского философа Патанджали — основного литературного труда, описывающего учение.
Но именно эта часть йоги широко распространена и активно популяризируется, поскольку ее достаточно легко освоить. Обычно люди пропускают первые две ступени, основы йогического учения — Яму и Нияму, своего рода этикет, описывающий морально-нравственные принципы, и сразу переходят к физическим упражнениям — асанам. Мало кто знает, отметил Владимир, что для правильного изучения йоги необходимо соблюдать целибат и быть вегетарианцем. Яма учит последователей нестяжательству, отказу от насилия, честности. Нияма — физической, словесной и умственной чистоте и самодисциплине.
Слово «асана» с санскрита переводится как «удобная поза для сидения». Увидев эти позы, можно усомниться в их удобстве. Но все же, по словам Владимира, после тренировок под руководством опытного наставника они обязательно станут комфортными.
Освоенной асана может считаться тогда, когда человек проводит в ней два часа, не испытывая дискомфорта. Владимир признался, что в позе лотоса, в которой он находился во время интервью, он пока способен оставаться лишь час: путь к совершенству продолжается. Он очень долог, это, без преувеличения, путь длиною в жизнь.
Некоторые люди, достигнувшие Самадхи — восьмой ступени и итоговой цели практики йоги, могут творить настоящие, с точки зрения обывателя, чудеса. По словам Владимира, в Гималаях живут достигшие просветления йоги, делающие по единственному вдоху и выдоху в течение года. Они проводят все время в асанах и одеты лишь в набедренные повязки. Поверить в это сложно, — но не более сложно, чем, к примеру, индусу поверить в существование ямальских оленеводов, не испытывающих дискомфорт в сорокоградусные морозы и перевозящих свои жилища, «свернув их в трубочку», считает он.
А вот для неподготовленного человека занятия йогой могут оказаться опасными. К примеру, сколиоз или позвоночная грыжа — противопоказания для практики асан.
Если неправильно практиковать пранаяму (дыхательную гимнастику), реально получить психическое заболевание, утверждает Владимир. Душевное здоровье, по его словам, тесно связано с воздушными потоками в человеческом теле. Эту, четвертую, ступень йоги нельзя практиковать, не освоив предыдущую — Асану.
Некоторые люди считают, что освоить йогу — просто. Закинул ноги за уши — и готово. Но учиться ей правильно — значит постепенно и не быстро.
Владимир Писаренко
инструктор по йоге
Поэтому очень важным Владимир считает правильный выбор наставника. Он должен знать последовательность изучения разных ступеней учения, быть внимательным к состоянию здоровья и физическим возможностям учеников. К сожалению, по его словам, многие инструкторы приходят обучать йоге исключительно ради заработка, не обладают необходимым опытом и знаниями, и могут навредить своим ученикам, даже того не желая.
Несмотря на то, что Владимир практикует йогу и учится у индуистского монаха, он считает себя православным и не видит в этом никакого противоречия. Официальная Церковь настороженно относится к занятиям йогой, считая ее частью чужеродных религий — индуизма и буддизма. Некоторые ее представители заявляют, что йогическая философия не несет в себе концепции единого Бога и осознания греховной натуры человека, а, следовательно, противоречит учению христианства. Владимир так не считает — он уверен, что понятия души, любви, доброты и разума — едины для всех религий. В свое время он пел в церковном хоре, каждое утро начинает с молитвы Оптинских старцев.
Оранжевый цвет одеяния, в котором Владимир пришел в студию «Ямал-Медиа», символизирует огонь и самоотречение. Монахи, носящие такую одежду, хранят целибат и испытывают к женщинам лишь чувства почтения и уважения, видя в каждой из них образ своей матери.
Знаки, нанесенные на его кожу, называются тилаки — символы ученической преемственности и принадлежности к определенной школе. В 2008 году Владимир получил посвящение в традицию йоги и имя Вриндаван Бихави-Дас, что означает «Слуга того, кто проводит игры во Вриндаване».
Владимир считает этот индийский город самым святым местом на планете. В нем более семи тысяч индуистских храмов и особая атмосфера, в которой он ощущает любовь и чувство защищенности. Во Вриндаване он провел более года, изучая практики медитации и повторения мантр.
Как и многим героям наших интервью, Владимиру очень понравился Ямал. По его словам, он был бы не против пожить на самом полуострове, но осесть где-либо надолго у него не получится: подобно тому, как северные кочевники подчиняются законам каслания, его зовет в путь собственная природа, жажда открытий и познания мира. Создать семью в привычном понимании слова он не может, поскольку ведет жизнь монаха, его детьми становятся ученики и последователи.
Полную версию интервью смотрите на нашем канале VK-видео.
Самые актуальные новости — в нашем Telegram-канале «Ямал-Медиа».