Судоходство позеленеет. Международная палата судоходства призвала декарбонизировать отрасль к 2050 году
СО2 на минимум
Судоходство может достичь нулевых выбросов парниковых газов в течение 30 лет, считают в Международной палате судоходства (ICS). Организация представила план по декарбонизации отрасли в профильную структуру ООН — Международную морскую организацию (IMO). Авторы инициативы устанавливают более, амбициозную планку, чем IMO, которая стремится к двукратному сокращению выбросов к 2050 году.
В плане по достижению нулевых выбросов ICS предложила создать подконтрольный IMO фонд, который будет заниматься научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР). Специалисты фонда займутся разработкой экологичных технологий для судоходства.
Бюджет фонда составит порядка пяти миллиардов долларов. Финансировать работу хотят за счет углеродного сбора с судоходных компаний. Сбор в размере двух долларов за тонну мазута, используемого судном, могут ввести с 2023 года.
Важный шаг для планеты
Эксперт в области морского права Василий Гуцуляк рассказал «Ямал-Медиа», что инициатива ICS отвечает современным целям международного судоходства.
«Естественно эту инициативу нужно только приветствовать. Дело в том, что сейчас человеческая цивилизация и ее существование поставлены под вопрос. Уже раздаются голоса пессимистов, что еще градус-полтора (повышения глобальной температуры — ред.) — и начнутся необратимые процессы. В первую очередь здесь речь идет об антропогенном воздействии на окружающую среду, вполне естественно, что свою лепту сюда вносит и международное судоходство», — сказал Гуцуляк.
Эксперт отметил, что сегодня порядка 90% мировой торговли обеспечивается именно посредством международного судоходства. Морские суда — серьезный источник загрязнения среды, поэтому декарбонизированное судоходство представляется одним из оптимальных путей снижения выбросов.
Процесс уже идет
Гуцуляк рассказал, что пока «зеленое» судоходство развивается на уровне инициатив отдельных судоходных компаний, процесс уже идет. В пример можно привести крупнейшую российскую компанию «Совкомфлот», которая задалась целью экологизации перевозок.
Компания одной из первых в судоходной индустрии приступила к эксплуатации судов, работающих на сжиженном природном газе (СПГ) в 2018–2019 годах. «Зеленые» танкеры уже осуществляют перевозки по Северному морскому пути.
Преимущества СПГ очевидны: его использование снижает уровень вредных выбросов СО2 на 24%, оксидов серы — на 100%, а оксидов азота — на 95% по сравнению с использованием традиционного судового топлива. При этом расход топлива сокращается на 10-12%.
На правах рекомендации
По мнению Василия Гуцуляка, установленные ICS сроки декарбонизации судоходства вполне реальны, а возможные издержки, связанные с уплатой углеродного налога, — оправданы. Тем не менее, предложение Международной судоходной палаты имеет скорее рекомендательный характер.
Тут важно отметить, что Международная судоходная палата — это не законотворческий орган, а, скорее, общественное объединение. Тем не менее, она играет очень серьезную роль в современном международном судоходстве. С учетом этого, думаю, такая инициатива будет реализована
Василий Гуцуляк
эксперт в области морского права
Специалист предположил, что если сейчас эта инициатива найдет общую поддержку, то потом она обретет форму нормативно-правового акта в виде конвенции, а значит, станет обязательна для свех участников международного судоходства.
«Когда это уже обретет силу нормативно-правовых актов, будут поставлены четкие дедлайны, и мы должны будем имплементировать эти нормы в национальное законодательство», — заключил эксперт.