Научат дружить и любить: в детских садах введут «Разговоры о важном»
В сентябре — ноябре 2025 года в дошкольных образовательных учреждениях планируется провести апробацию проекта «Разговоры о важном». Воспитатели примут участие в методических семинарах, после чего они будут работать с материалами, подготовленными специалистами Института изучения детства, семьи и воспитания, говорится на сайте Минпросвещения.
Как будут выглядеть «уроки о важном» для дошколят
«Именно в дошкольном возрасте закладывается прочный фундамент личности ребенка, его ценностные ориентиры и отношение к миру. Поэтому так важно, чтобы воспитание с самого начала было осознанным, бережным и соответствующим возрасту», — отметил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.
По его словам, проект «Разговоры о важном» для дошкольных образовательных организаций даст воспитателям эффективный инструмент для достижения этой цели. Темы планируется подавать в понятной и увлекательной форме, с использованием красочных иллюстраций, интерактивных заданий и игровых элементов. Детей ждут беседы, творческие работы и чтение книг. Так они смогут лучше усвоить информацию, сформировать правильные представления о жизненных ценностях и стать достойными гражданами своей страны.
«Разговоры о важном» для дошкольных организаций включают методические материалы, которые помогут воспитателям в доступной форме объяснить детям важность семьи и дружбы, сформировать навыков общения, развить нравственные качества такие, как доброта, честность, справедливость, милосердие, а также привить уважение к культуре и истории России, любовь к Родине.
Проект стартует в пилотных регионах, которые активно развивают инновационные подходы в воспитании дошкольников: Донецкая и Луганская народные республики, Чукотский автономный и Ямало-Ненецкий автономный округа, Пермский, Красноярский и Краснодарский края, Запорожская, Амурская, Самарская, Нижегородская, Вологодская, Калининградская, Новосибирская, Омская, Томская, Иркутская, Тюменская, Свердловская, Челябинская и Воронежская области, Москва. Всего в проекте будут участвовать 100 дошкольных учреждений. Занятия пройдут для детей в возрасте от трех до семи лет.
После этого будет принято решение о том, стоит ли вводить «Разговоры о важном» во всех дошкольных учреждениях страны.
Почему прививать нравственные ценности важно с детства
Идею распространить «Разговоры о важном» на дошкольные учреждения для детей с возраста пяти лет поддержал глава государства Владимир Путин. С таким предложением к нему обратилась воспитательница вологодского детского сада Надежда Воронцова во время видеосвязи с финалистами всероссийских профессиональных конкурсов в сфере образования. Она отметила, что в пять лет ребенок уже способен понимать, как любить Родину.
По мнению Путина, при реализации «Разговоров о важном» для дошкольников необходимо действовать «очень аккуратно», консультироваться с детскими психологами и учитывать уровень развития и интересы ребенка. Понятия Родины и страны детям нужно связывать «с мамой, с папой, с бабушкой, с дедушкой, с братом или сестрой, с младшими или старшими».
В силу раннего возраста детей будет трудно оценить результаты пилота «Разговоров о важном» в детсадах, полагает научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования Института образования НИУ ВШЭ Мария Новикова. По ее мнению, среди детей сложно провести опросы или тесты на освоение ими духовно-нравственных ценностей. Однако детские сады уже уделяют большое внимание таким темам в рамках других занятий, пишут «Ведомости».
Дошколята «крайне ориентированы на взрослых» и стремятся подражать им, говорит Новикова. Поэтому детям надо дать возможность увидеть позитивные примеры, в том числе со стороны воспитателей и остальных сотрудников детсада.
Важно учитывать, что воспитанниками 3–4 лет трудно понять комплексные идеи и утверждения, рассказал «Ведомостям» эксперт в области молодежной политики и воспитания, директор по развитию «ВЦИОМ-консалтинга» Даниил Ермолаев. Даже при минимальных противоречиях в содержании воспитательной программы ребенок не сможет понять воспитателя и его психика может пострадать. В то же время детский мозг восприимчив к новым идеям, поэтому при грамотном подходе воспитатель сможет заложить в ребенка общечеловеческие ценности и идею любви к Родине, уверен Ермолаев.
Как лучше прививать нравственные ценности детям
Рассказывать о семье лучше тем людям, которые вовлечены в процесс воспитания детей. Это могут быть воспитатели или известные и многодетные родители, рассказала «Парламентской газете» председатель комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина.
Парламентарий не сомневается в успешности этого эксперимента, если в него будут вовлечены профессиональные люди. На уроках речь будет идти о важности семьи, что в будущем должно положительно сказаться на рождаемости в стране, поскольку детям объяснят, как ценно любить родителей, бабушек и дедушек. Необходимо говорить детям о том, что хорошо в тех семьях, где есть еще братья и сестры.
Когда ребята это поймут, они будут интересоваться историей своей семьи, станут искать своих родственников, двоюродных, троюродных братьев и сестер. Все это воспитает у них уважительное отношение к семье. Благодаря любви к своим родителям, бабушкам и дедушкам дети захотят в будущем создать такую же крепкую семью, в которой царили бы дружба и взаимопонимание.
Случайных людей в этой работе быть не должно. В раннем возрасте у детей значимость человека определяется степенью его вовлечения в их воспитание. Следует приглашать для важных разговоров тех, кому ребенок сможет доверять. Можно привлекать к занятиям родителей самих детсадовцев или многодетных отцов и матерей, которые рассказали бы дошкольникам о своих ребятах, уже состоявшихся в жизни. Это также могут быть педагоги на пенсии, которые умеют простым языком рассказать детям о традиционных семейных ценностях. Важно, чтобы методические рекомендации для проведения такого курса были не казенными, а тщательно проработанными.
«Проект «Разговоры о важном» для дошкольников может соответствовать их развитию, но только при условии, что его содержание и методы будут строго основаны на возрастной психологии, а не на политическом и идеологическом заказе, как часто бывает. Акцент должен быть смещен с воспитания гражданина на воспитание человека эмоционально устойчивого и социально адаптированного, уверенного в себе, и понимающего и способного отстаивать свои и чужие границы, умеющего дружить. Основная задача дошкольного возраста — это эмоциональное и социальное развитие, формирование базового доверия к миру, формирование самооценки и себя. У ребенка только выстраивается личность, он только формируется», — рассказала «Ямал-Медиа» психолог, гипнотерапевт, эксперт по работе с подсознанием Анастасия Валуева.
По ее мнению, если ребенку начнут сразу закладывать идеологию, то ничего хорошего из этого не выйдет. С ним следует обсуждать его чувства, есть таблица эмоционального эмоциональной шкалы, где расписано, что такое радость, грусть, злость, страх. Нужно, чтобы ребенок Понимал, что он чувствует. Это ему очень поможет в будущем, потому что многие психологи сталкиваются с тем, что взрослый человек не может опознать свои чувства. Потому что в детстве не было такой картинки, не было опыта, ему никто об этом не рассказал, не показал. А чувства — это основа эмоционального интеллекта.
«Что стоит обсуждать? Это — я и мое тело, нужно изучение частей тела, их функций. Надо освещать вопросы здоровья, гигиены, отдыха, движения. Крайне деликатная тема — это границы тела. Кто может до тебя дотрагиваться, а кто не может, как говорить? Кому рассказывать, если тебе неприятно это. У Собчак было интервью с педофилом. До ребенка дотрагивается мужчина, а ребенок не может сказать нет, потому что его не научили. Дальше стоит обсуждать взаимоотношения с другими, что такое дружба, умение делиться, договариваться, извиняться, прощать, правильно вести себя в конфликте, а также говорить о ключевых коммуникационных навыках, которые в дальнейшем пригодятся. Стоит обсуждать семейную систему: что такое семья, какие роли у каждого родителя, у бабушек и дедушек, чтобы ребенок понимал расстановку сил, иерархию. Зачастую дети вырастают с нарушенными понятиями, потому что им не объяснили, кто главный в доме».
Анастасия Валуева
психолог, гипнотерапевт, эксперт по работе с подсознанием
Кроме того, стоит рассказать детям об окружающем мире, безопасности, правилах поведения на дороге, дома, с незнакомцами, с животными. И обязательно следует осветить вопросы сохранения природы, научить бережно относиться к ней, к животным и растениям, не мусорить, экономить воду, говорит Валуева.
При этом наша собеседница подчеркивает, что нельзя развитие и воспитание ребенка полностью перекладывать на воспитателя или психолога. Важно, чтобы и родители дома общались с детьми. К тому же стоит учитывать, что воспитатели и педагоги, не являются психологами и идеологическими работниками. Без серьезного повышения их квалификации в области возрастной психологии, они могут, сами того не желая, навредить ребенку или вызвать у него отторжение.
«Идея хорошая, адекватная. Главное — как сами педагоги на местах будут к этому относиться и как их мировоззрение будет доходить до детей», — поделилась своим мнением с «Ямал-Медиа» практикующий детский и семейный психолог Надежда Резенова.
Она рекомендует при проведении таких уроков учитывать потребности детского возраста. Темы про дружбу, любовь, семью, патриотизм — хорошие, но важно понимать, как их можно интересно подать ребенку. Возможно, дети будут проигрывать разные сценки, например, что значит добрый друг, что значит дружить, а что значит семья. Для ребят важно играть, выполнять физические упражнения, бегать, прыгать, иначе эти уроки превратятся в дополнительные нравоучения. Многое будет зависеть от педагогического коллектива .
Что показывает школьный опыт проведения «Разговоров о важном»
«Разговоры о важном» начались несколько лет назад в школах. На этих уроках подросткам рассказывают о глобальных проблемах человечества, обсуждают с ними исторические события и затрагивают наиболее серьезные общественные темы. Однако не везде это нововведение получило положительный отклик.
К сожалению, просто дополнительные занятия в школах на тему жизненных ценностей в понедельник утром не всегда приносят желаемый результат. Они эффективны, когда учителя подходят к таким урокам творчески. Но с «Разговорами о важном» в школах есть много проблем. Дело в том, что методические материалы, которые были предоставлены, оказались некачественными. Учителям приходилось тратить время на то, чтобы подготовиться к этому уроку. Часто он проходил очень формально. Кроме того, возникали проблемы и с оплатой, педагогам приходилось вести его бесплатно, рассказала «Ямал-Медиа» Член Совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», учитель истории и обществознания Дмитрий Казаков.
По его мнению, такие уроки, скорее, являются частью внеурочной работы. Поэтому само образовательное учреждение должно решать, как их лучше организовать. Можно, например, провести в виде классного часа, потому что это не урок в его классическом понимании, а воспитательное занятие. Обычно этим занимаются классные руководители, они сами составляют план и по нему работают. Можно ориентироваться на какие-то общие рекомендации. Но именно классный руководитель должен принимать решение, о чем он будет говорить с детьми.
«Невозможно создать единые темы для всех учителей, потому что все по разному разбираются в тех или иных вопросах. Много исторических моментов обсуждается, а учителям-не историкам бывает тяжело это проводить, получается очень примитивно. То есть, каждый учитель силен в чем-то своем, каждый классный руководитель найдет, о чем важном поговорить с детьми с учетом своей специфики, жизненного опыта и своих знаний. Так он лучше выстроит воспитательный процесс на протяжении всего года. Нужно дать учителям возможность творить, не контролировать их и не заставлять вести разговоры о важном по каким-то шаблонам. Эффект от этого будет гораздо больше», — уверен Дмитрий Казаков.
Ранее мы писали о том, сколько часов в неделю будут учиться школьники.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».