Не только «Пляска смерти» и «Карнавал животных»: жизнь и наследие французского композитора Камиля Сен-Санса
Со дня рождения французского композитора Сен-Санса исполнилось 190 лет
Но эта универсальность сыграла с ним злую шутку. Современники считали Сен-Санса скорее интеллектуалом, чем художником. Его музыку называли холодной, рассудочной, лишенной глубины. Самое популярное свое произведение — «Карнавал животных» — он запретил исполнять при жизни, опасаясь, что юмористическая сюита окончательно похоронит его репутацию серьезного композитора.
Детство и образование
Шарль Камиль Сен-Санс родился 9 октября 1835 года в Париже, в семье чиновника Министерства внутренних дел. Отец умер от туберкулеза, когда мальчику было всего три месяца. Воспитанием занимались мать и тетка, которые сразу заметили необычные способности ребенка, они же дали ему первые уроки музыки, а затем привели его к известному композитору и педагогу Камилю Стамати, тот и обнаружил у Сен-Санса абсолютный слух и феноменальную память: мальчик запоминал ноты с первого взгляда и никогда не забывал ни услышанное, ни прочитанное.
В пять лет Камиль уже выступал публично, а в десять лет — исполнил концерт № 15 Моцарта и Третий концерт Бетховена в зале Плейель в Париже. Играл наизусть, что было нехарактерно для той эпохи. После выступления восторженная публика потребовала исполнить что-то еще, и тогда юный пианист объявил, что готов сыграть на бис любую из 32 сонат Бетховена: он действительно помнил все партитуры до последней ноты.
Уже в 13 лет Сен-Санс поступил в Парижскую консерваторию. Учился композиции, совершенствовал технику игры на фортепиано. Но главным инструментом стал орган — так предписывал учебный план консерватории. Наставником по специальности стал Франсуа Бенуа, по композиции — Фроманталь Галеви.
В 15 лет Камиль написал Первую симфонию ля минор. Произведение показало отличное владение формой, но не вызвало особого энтузиазма у педагогов и критиков. Но всего два года спустя они же единогласно присудили Сен-Сансу первую премию на конкурсе за «Оду Святой Цецилии», организованном влиятельным Обществом Святой Цецилии в Париже.
Первые успехи Сен-Санса
После консерватории музыкант несколько лет проработал штатным органистом в церкви святого Мердерика в центре Парижа.
Это было весьма доходное место — около 26 тысяч прихожан обеспечивали ежегодно более двухсот свадеб, за каждую из которых полагалась отдельная плата органисту. К этому добавлялись деньги за похоронные службы, и все это вместе со скромным окладом давало Сен-Сансу вполне приличный заработок. Правда, церковный орган пострадал в эпоху революции, его кое-как восстановили: для обычных богослужений он годился, но устраивать публичные концерты, как это делали в других парижских храмах, было невозможно.
Зато обилие свободного времени позволило Сен-Сансу продолжать концертную деятельность как пианисту и активно сочинять. В 1853 году он завершил Первую симфонию ми-бемоль мажор. Произведение с расширенным составом духовых и ударных инструментов точно попало в нерв эпохи: к власти пришел Наполеон III, во Франции началась эпоха Второй империи, а империи, как известно, любят воевать. Произведение принесло композитору очередную награду от Общества Святой Цецилии. Его талант оценили и выдающиеся мастера — Джоаккино Россини, Гектор Берлиоз и Ференц Лист, а также певица Полина Виардо.
В 1857 году Сен-Санс получил место органиста в церкви Мадлен — одну из самых престижных должностей для музыкантов в Париже. Там он прослужил двадцать лет, прославился как блестящий исполнитель и импровизатор. Ференц Лист называл его лучшим органистом в мире, и это мнение разделяли многие. Композитор играл фуги невероятной сложности, вплетал в церковные службы элементы светской музыки, экспериментировал с гармониями.
Педагог и реформатор
С 1861 года Сен-Санс преподавал в школе Нидермейера — заведении, готовившем церковных музыкантов. Там он познакомился с юным Габриэлем Форе, который стал его учеником и другом на всю жизнь.
Вместо привычного изучения григорианских хоралов Сен-Санс знакомил начинающих музыкантов с произведениями Шумана, Листа и Вагнера — всех этих композиторов французская публика тогда воспринимала настороженно. Позже Форе вспоминал, что именно занятия с Сен-Сансом помогли ему открыть для себя современную музыку.
В 1871 году, после поражения Франции в войне с Пруссией, Сен-Санс вместе с певцом и профессором по вокалу Роменом Бюссином основал Национальное музыкальное общество. Цель была проста: пробить блокаду, которую интеллектуалы и театралы устроили французской симфонической музыке. В Париже доминировала опера, концерты давали редко, новых композиторов почти не исполняли. Общество начало регулярно устраивать симфонические вечера, где звучали произведения Сезара Франка, Габриэля Форе, Эмманюэля Шабрие — целого поколения французских авторов.
Самые известные произведения Сен-Санса
«Интродукция и рондо каприччиозо»
Пьесу для скрипки с оркестром 1863 года Сен-Санс написал для испанского виртуоза Пабло Сарасате. В музыкальной ткани произведения органично сочетаются французская элегантность и испанский темперамент. Медленная интродукция переходит в зажигательное рондо с испанскими ритмами и мелодическими оборотами.
Сарасате включил пьесу в свой репертуар, и она быстро стала концертным стандартом для всей Европы, хотя эта технически сложная, но эффектная пьеса и требовала от исполнителей не только виртуозности, но и артистизма. До сих пор соло «Интродукции и рондо каприччиозо» входит в программы конкурсов и экзаменов для скрипачей.
«Пляска смерти»
Симфоническая поэма 1874 года основана на стихотворении Анри Казалиса «Равенство, братство» и аллегорических средневековых мотивах. В полночь Смерть появляется на кладбище и играет на скрипке. Мертвецы выползают из могил и танцуют до первого крика петуха.
«Зиг и зиг и зиги» — в полночь, без опаски,
На могильном камне, радостно визжа,
Смерть канкан танцует, скрипка вторит пляске,
«Зиг и зиг и заги» — жутко дребезжа.
Воет стылый ветер темной зимней ночью,
А в гробах из липы глухо стонут вслед,
И скелетов белых видим пляс воочью —
В саванах танцует их кордебалет.
«Зиг и зиг и зиги», в ритме разудалом —
Лязг и скрип костяшек, жжет лихой танцор;
Пара разбитная верховодит балом —
Наслаждений прежних вспомнила задор!
«Зиг и зиг и заги» — ярится старуха
Теребить и дергать дряхлый инструмент.
Ненавистный саван скинула воструха,
И партнер к ней жмется — знай, лови момент!
Дама — в голом виде — чисто баронесса,
Кавалер галантный — редкостный бурбон;
Ужас! Но партнерша, не без интереса,
Жмет в объятьях плута, будто он барон!
«Зиг и зиг и зиги» — что за сарабанда!
Что за люд престранный в круге мертвецов?
«Зиг и зиг и заги»... высший свет иль банда?
Тут король танцует с шайкой стервецов!
Но увы! Распался круг костей истертых,
Раскричался кочет — склепы нарасхват!
Как прекрасна ночка для несчастных мертвых...
И виват Костлявой, Равенству виват!»
Анри Казалис «Равенство, братство»
И все это Сен-Санс изобразил буквально: арфа имитирует бой часов, ксилофон стучит костями скелетов, скрипка — инструмент Смерти — звучит пронзительно и фальшиво, потому что первая струна… настроена не на ми, а на ми-бемоль: так всю партитуру пронизывает тритон — «дьявольский интервал», как его тогда называли.
Премьера вызвала скандал: публика освистала произведение, критики писали о безвкусице и дешевых эффектах. Но с годами «Пляска смерти» стала одной из самых исполняемых симфонических поэм Сен-Санса, широко известно и ее переложение для фортепиано, выполненное Ференцем Листом.
Опера «Самсон и Далила»
Над библейским сюжетом Сен-Санс работал больше десяти лет. Оперу он закончил в 1877 году, но во Франции ее не ставили — религиозная тема на оперной сцене казалась современникам неуместной. Премьера состоялась в Веймаре благодаря Полине Виардо и Листу, которые буквально «продавили» постановку.
Только через 15 лет «Самсона и Далилу» показали в Париже. Ария Далилы «Mon cœur s'ouvre à ta voix» — чувственная, томная мелодия с восточным колоритом — сразу стала хитом.
Композитор гордился оперой больше других работ. Он считал ее своим главным достижением в области музыкального театра, хотя написал еще одиннадцать опер. Но до сих пор ни одна из них не приблизилась к популярности «Самсона и Далилы».
«Карнавал животных»
Сюиту для двух фортепиано и камерного оркестра Сен-Санс написал в 1886 году за несколько дней, отдыхая на австрийском курорте. 14 номеров — музыкальные зарисовки о животных и не только, в которых композитор буквально издевался над современниками и открыто цитировал свою и чужую музыку.
В «Слоне» контрабас неуклюже вальсирует под мелодию из «Сна в летнюю ночь» Мендельсона и фрагмент «Гуго и Изольды» Берлиоза — так Сен-Санс намекал на тяжеловесность романтической музыки. «Пианисты» — это бесконечные гаммы, которые долбят ученики. «Ископаемые» содержали цитаты из его же симфонической поэмы «Пляска смерти» (так Сен-Санс иронизировал над «дьявольским интервалом»), французских народных песен и каватины Розины из оперы Россини «Севильский цирюльник».
Исключением стал «Лебедь». Простая певучая мелодия для виолончели превратилась в самостоятельный хит. И когда Михаил Фокин в 1907 году поставил для Анны Павловой на эту музыку знаменитый номер «Умирающий лебедь», пьеса зажила отдельной жизнью. Композитор удивился такому прочтению, но не возражал. И, по легенде, последними словами Анны Павловой были: «Приготовьте мой костюм Лебедя».
Впоследствии Сен-Санс запретил публичные исполнения сюиты. Он боялся, что музыкальная шутка подорвет его авторитет серьезного симфониста. К публикации и исполнению был разрешен только «Лебедь».
Полностью партитура «Карнавала» была опубликована только после смерти композитора — и произведение сразу стало самым популярным в наследии Сен-Санса, несмотря на опасения автора.
Русские связи Сен-Санса
Сен-Санс приезжал в Россию несколько раз начиная с 1875 года. Он дирижировал исполнениями своих произведений в Петербурге и Москве, выступал как пианист, встречался с русскими композиторами.
Его приняли тепло. Сен-Санс подружился с Чайковским — они переписывались, обменивались партитурами. Французский композитор восхищался «Евгением Онегиным» и считал Чайковского гениальным мелодистом. Чайковский, в свою очередь, ценил ясность и филигранную отточенность музыки Сен-Санса.
С «Могучей кучкой» отношения были прохладнее. Балакирев и Римский-Корсаков относились к французу с уважением, но без энтузиазма. Им казалось, что Сен-Сансу не хватает национальной почвы в их понимании: они считали, что его музыка слишком космополитична и рациональна.
Сен-Санс, впрочем, серьезно изучал русскую музыку и способствовал ее популяризации во Франции, писал о ней статьи. А в 1887 году композитор написал каприччио на датские и русские темы, которое посвятил Марии Федоровне, супруге российского императора Александра III.
Новаторство без революций
Сен-Санса называли консерватором, и в этом была доля правды. Он не ломал формы, как Вагнер, не взрывал гармонию, как Дебюсси, однако понемногу внедрял новаторские элементы.
Он «реабилитировал» программную музыку во Франции. До него симфонические концерты в Париже были редкостью — публика предпочитала оперу и оперетту. Всего Сен-Санс написал четыре симфонии (с включением ранней — пять), которые доказали: французы умеют работать с крупной формой не хуже немецких и русских композиторов.
В Третьей симфонии 1886 года впервые прозвучал орган — беспрецедентное решение для оркестра. Это было не просто добавление эпатажа ради, а органичное включение нового инструмента в структуру произведения. Сен-Санс посвятил эту симфонию памяти Листа, умершего в том же году.
В поисках новых тембровых сочетаний Сен-Санс постоянно экспериментировал и с инструментовкой. В его наследии — пять концертов для фортепиано, три для скрипки, два для виолончели, один для органа. А, например, первый виолончельный концерт начинается без оркестрового вступления — виолончель сразу берет главную тему, что полностью нарушает все конвенции жанра.
Композитор также развивал жанр симфонической поэмы, который до него был практически неизвестен во Франции. Всего он написал четыре поэмы, включая «Пляску смерти» и «Прялку Омфалы».
Личная жизнь Сен-Санса: полная катастрофа
В сорок лет Сен-Санс женился на девятнадцатилетней Мари-Лор Трюффо, сестре своего ученика. Брак оказался несчастливым.
В 1878 году старший сын, двухлетний Андре, выпал из окна четвертого этажа и разбился насмерть. Через несколько месяцев от пневмонии умер младший, Жан-Франсуа, которому не было и года.
Сен-Санс замкнулся. Через три года он просто уехал на гастроли и уже не вернулся к жене. Официально брак не расторгали — развод противоречил католической морали, — но супруги больше не виделись. Мари-Лор прожила до 1950 года, пережив мужа на 29 лет.
О личной жизни композитора после разрыва известно мало. Он был постоянно в разъездах — Алжир, Египет, Россия, Цейлон, Индокитай, Южная Америка. Жил в отелях, избегал близких отношений и не допускал никого в свой внутренний мир.
Единственной его привязанностью оставалась мать. Она умерла в 1888 году, в возрасте восьмидесяти восьми лет. Сен-Санс тяжело переживал потерю — именно после смерти матери он окончательно превратился в вечного странника.
Сен-Санс на склоне лет
Когда началась Первая мировая война, Сен-Сансу было под восемьдесят. В своих статьях он стал яростно нападать на немецкую культуру, призывал запретить исполнение Вагнера и Бетховена во Франции. Эти заявления повредили его репутации — многие считали их истерикой старика.
Но композитор продолжал работать. Он дописывал сонаты для духовых инструментов, редактировал старые партитуры, выступал с концертами в пользу раненых.
Последние годы Сен-Санс провел в Алжире, где спасался от европейских зим. Он всегда любил Африку — свет, краски, экзотику. Там он чувствовал себя спокойнее.
16 декабря 1921 года Камиль Сен-Санс умер в алжирском отеле от сердечного приступа. Ему было восемьдесят шесть лет. Тело перевезли в Париж. Композитора с почестями похоронили на кладбище Монпарнас.
Он оставил огромное наследие — симфонии, концерты, оперы, камерную музыку, песни, духовные сочинения. Но главное — без Сен-Санса не было бы Форе, Равеля, Дебюсси — всей той блестящей плеяды композиторов, которая определила лицо французской музыки XIX — первой половины XX века.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».