http://Top.Mail.Ru
Нападение в одинцовской школе: подробности, хронология событий и можно ли было заранее распознать признаки агрессии подростка | Ямал-Медиа
18 декабря 2025, 14:32 (обновлено: 18 декабря 2025, 15:04)

Нечеловеческая жестокость: психологи и юристы прокомментировали трагедию в школе в Подмосковье

Нападение, случившееся 16 декабря в школе в подмосковном Одинцове, всколыхнуло общество. Погиб один из учеников, ранен охранник. Задержанный по подозрению в преступлении 15-летний школьник дал признательные показания. Накануне трагедии он сообщил о своих намерениях в соцсетях, однако никто не придал значения его словам.

Хронология нападения в одинцовской школе

В подмосковном поселке Горки-2 в Одинцовском округе утром 16 декабря произошло нападение, в результате которого погиб четвероклассник и был ранен охранник. Как сообщили в Следственном комитете России, задержанный 15-летний подросток дал признательные показания. Расследуется уголовное дело об убийстве и покушении на убийство.

Как пишет «АиФ», девятиклассник пришел в учебное заведение к первому уроку в обычной одежде и направился в туалет. Там он надел медицинскую маску, шлем с нацистскими надписями и футболку с фразой «No lives matter», в переводе на русский — «Ничьи жизни не важны». При нем были перцовый баллончик и нож. В СМИ также сообщалось, что подросток собрал устройство, внешне похожее на взрывное, и сфотографировал его.

Девятиклассник пошел по школьным коридорам, предположительно, в поисках учительницы математики. Не найдя педагога, школьник наткнулся в коридоре на группу младшеклассников. Они стояли вместе с классным руководителем. Подросток спросил у детей: «А вы какой национальности?» К нему подошел охранник, попросил убрать нож и успокоиться. В ответ ученик распылил ему в лицо перцовку и ударил его ножом. Все происходящее школьник снимал на видеокамеру, прикрученную к шлему. Кадры он выложил в чат класса, пишет «Лента.ру».

Фото: maroke/Shutterstock/Fotodom
Фото: maroke/Shutterstock/Fotodom

После этого подросток побежал за 10-летним учеником четвертого класса. Он догнал мальчика на лестнице между этажами и нанес ему удары ножом, от которых тот скончался. После расправы школьник сделал селфи на фоне тела. Как сообщал ряд телеграм-каналов, затем он схватил еще одного ребенка и забаррикадировался с ним в кабинете. Прибывшие на место силовики задержали несовершеннолетнего.

Оперативные службы позже сообщили, что школьник был приверженцем деструктивного молодежного течения. Незадолго до трагедии он прислал в чат одноклассников собственный манифест «Мой гнев», в котором рассказывал о ненависти к обществу и рассуждал о религии, однако подростки не приняли документ всерьез.

Какой должна быть охрана

«Если происходят такие чрезвычайные происшествия, тем более, если есть жертвы, — это говорит о том, что охрана, структура безопасности не справляется со своим делом», — подчеркнул в интервью «Ямал-Медиа» подполковник ФСБ в отставке, президент союза «Офицеры группы «Альфа», участник боевых действий в Чечне и спецоперации по освобождению заложников в Буденновске Алексей Филатов.

Эксперт считает, что теоретически можно организовать охрану школ так, чтобы внутрь нельзя было пронести огнестрельное или холодное оружие. Для этого потребуется перестроить входные группы и оснастить учебные заведения современной дорогой техникой.

Фото: Africa Studio/Shutterstock/Fotodom
Фото: Africa Studio/Shutterstock/Fotodom

«Через один металлоискатель вся школа будет проходить очень долго. У детей есть железные предметы, например связка ключей или телефон. Придется каждого второго школьника досматривать. Наверное, некоторые ученики привыкли бы к этому и отказалась вообще носить с собой какие-то железные предметы. Огнестрельное оружие весит больше килограмма. Никакие ключи и телефоны столько металла не имеют, поэтому рамка могла бы реагировать соответствующим образом. Но в любом случае потребуется охранник рядом, чтобы иметь возможность досматривать школьника», — говорит Филатов.

По его мнению, в школах стоит увеличить штат охраны и привлекать более квалифицированные кадры. У охранников в школах сегодня нет ни сил, ни средств, ни полномочий, ни возможностей противостоять агрессивным подросткам. Остановить их может человек, прошедший определенную подготовку, уверен Алексей Филатов.

«Видно, что в Горках мужчина-охранник без оружия, с трудом передвигается... Но привлечение подготовленных кадров потребует больших финансовых затрат. И даже в этом случае желающий сможет найти лазейки — пронести пистолет по частям или спрятать лезвие, а потом собрать нож».

Алексей Филатов

президент союза «Офицеры группы Альфа»

Чтобы предотвратить преступления в школах, нужно больше внимания уделять профилактике, считает Алексей Филатов. «В тех же Горках подросток декларировал свои намерения: он рассылал фотографии с неким декретом, ставил в известность, какие у него мысли, что он собирается делать. Все крутили пальцем у виска и отмахивались вместо того, чтобы реагировать и сообщать в силовые структуры», — отметил он.

Как заподозрить неладное: мнение психолога

Поведение ребенка определяется той средой, в которой он находится. Важно понимать, с кем он общается, какой виртуальный мир его окружает. Сегодня подростки глубоко погружены в соцсети и в различные онлайн-игры, рассказала «Ямал-Медиа» психолог, травматерапевт Юлия Полтавская.

«Если в семье нет достаточного контакта и близости с родителями, если ребенка никто не контролирует, не помогает ему прожить свои впечатления и переживания, если есть какой-то внутренний душевный дисбаланс и этого никто не замечает, — конечно, есть риск, что он уйдет в агрессию. Подросток может считать, что мир несправедлив и что-то ему должен, и ребенок приходит к выводу, что должен сам наказать «обидчиков». Эти идеи как зерно появляются в голове у подростка, и он не может здоровым способом их обработать. Как правило это выливается в такие чудовищные истории. Основной совет — разговаривайте со своими детьми, старайтесь прояснять, что происходит у них в школе, какой у них контакт со сверстниками. И самое главное — какой у них контакт с самими собой».

Юлия Полтавская

психолог, травматерапевт

Юлия Полтавская добавила, что «тишина» подростка, которую взрослые воспринимают как замкнутость, на самом деле может быть признаком внутренних противоречий. Человек сдерживается, поначалу много терпит, а в итоге получается эффект сжатой пружины, которая вдруг резко раскрывается, пояснила психолог.

Фото: Ollyy/Shutterstock/Fotodom
Фото: Ollyy/Shutterstock/Fotodom

«Когда раздражение и злость периодически выливаются наружу, человек все-таки находится в контакте со своими эмоциями. А вот более замкнутые дети как будто копят злость, потом не выдерживают — и начинается холодная, расчетливая подготовка к чему-то. Поэтому стоит обращать внимание на «закрытых» подростков, выяснять, что с ними происходит. И с так называемыми бунтарями тоже нужно держать связь. Важно обращать внимание на то, как ребенок себя ведет, что он говорит и что транслирует», — пояснила Юлия Полтавская.

С ее мнением согласна клинический психолог Ксения Петрова. Те подростки, которых называют «сложными, конфликтными», открыто проявляют свои эмоции, а более скрытные — копят всё внутри, а потом «плотину прорывает», поясняет она.

«Бунтари тоже могут оказаться в роли преступников, но это случается реже хотя бы по той причине, что они уже под пристальным наблюдением. Замкнутость и подавленное настроение, резкие фразы, явное неадекватное отношение к другим — например, презрение или брезгливость, когда речь идет о других национальностях, — это то, на что надо обращать внимание. Любая резкая перемена в поведении и даже во внешнем виде — это повод задуматься», — рассказала «Ямал-Медиа» Ксения Петрова.

Фото: Volodymyr TVERDOKHLIB/Shutterstock/Fotodom
Фото: Volodymyr TVERDOKHLIB/Shutterstock/Fotodom

Психолог отмечает, что все люди имеют разную чувствительность, внушаемость, разный уровень толерантности и самоконтроля. Склонность к агрессии имеет несколько причин. Одна из них — это подавление эмоций. Если в семье не принято говорить о чувствах, проявлять их и даже изливать злость, то это приводит к тому, что эмоции выходят из-под контроля, отмечает эксперт.

«Все идет из семьи. Неважно, насколько семья спокойна, интеллигентна и начитана. Достаточно не вовлекаться в жизнь ребенка, чтобы упустить его», — уверена Ксения Петрова.

Этика против хайпа: как меняется отношение к освещению трагедий

Трагедия в Горках потрясла россиян, однако еще одну волну общественного негодования вызвал тот факт, что кадры убийства ребенка некоторые соцсети выложили в публичный доступ. Многие высказались о недопустимости показа таких видео, в первую очередь — из уважения к чувствам потерпевших.

Отношение к этике — как профессиональной журналистской, так и к человеческой — претерпело большие изменения. Сегодня ее нормы каждый интерпретирует по-своему, отметил в беседе с «Ямал-Медиа» юрист Юрий Капштык.

«Часть журналистов могут ради хайпа и срочности новостей выкладывать необработанный, сырой материал, в частности съемку с места трагедии непосредственно с потерпевшими или случайно попавшими на видео свидетелями. Я считаю, что этого делать не нужно. Достаточно на фоне места происшествия осветить факт, сказать, что произошла трагедия, рассказать об обстоятельствах, но напрямую показывать, в том числе кровь, нож и другие детали, не стоит», — уверен Юрий Капштык.

Фото: wellphoto/Shutterstock/Fotodom
Фото: wellphoto/Shutterstock/Fotodom

По словам эксперта, необходимо тактично освещать вопрос о принадлежности к той или иной национальности, потому что иначе можно разжечь конфликт с тяжелыми последствиями. Этика должна прививаться еще на этапе обучения журналиста, чтобы иметь в сознании определенные маркеры, резюмировал юрист.

Ранее мы писали о том, что нападение с ножом в школе поселка Горки-2 оказалось уже вторым за год.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...