http://Top.Mail.Ru
Недетская жестокость. Почему подростки приходят в школу с оружием | Ямал-Медиа
17 сентября 2024, 15:16 (обновлено: 18 сентября 2024, 07:17)

Недетская жестокость. Почему подростки приходят в школу с оружием

Педагоги из Ноябрьска: откровенно агрессивные дети не устраивают нападений

В Челябинске 16 сентября подросток пришел в школу с молотком и ножом. С ними он напал на одноклассников. Четыре человека получили ранения: две девочки, мальчик и учительница, которая пыталась помешать подростку. Его задержали и направили в психоневрологическую клинику. «Ямал-Медиа» вспомнил о самых резонансных нападениях в школах за последние годы и узнал у экспертов, в чем их причины и можно ли вычислить будущего агрессора.

Самые громкие нападения в школах с 2017 года

Ивантеевка: нападение с топориком

5 сентября 2017 года 15-летний Михаил пришел в школу № 1 подмосковной Ивантеевки, спрятав винтовку и топорик-секач под плащом. Преодолев охрану, которая редко досматривала учащихся, он направился в кабинет на втором этаже, где проходил урок информатики. Перед этим он попросил свою сестру покинуть школу.

Войдя в класс, Михаил вступил в конфликт с учительницей информатики Любовью Калмыковой, которая сделала ему замечание. Вскоре ученики услышали звук выстрела и крики. Михаил ударил Калмыкову топориком и выстрелил ей в лицо. Педагог была госпитализирована с черепно-мозговой травмой.

Фото: mujijoa79/Shutterstock/Fotodom
Фото: mujijoa79/Shutterstock/Fotodom

После нападения подросток вернулся в класс, одноклассники к тому времени забаррикадировались в подсобке. Он начал выкрикивать угрозы и приводить в действие самодельные взрывные устройства. Трое школьников, спасаясь, выпрыгнули из окна второго этажа и переломали себе ноги.

К моменту задержания из школы эвакуировали около 300 человек. Власти заявили, что инцидент не был терактом, а стал результатом конфликта между учеником и педагогом. Подростку назначили 7 лет и 3 месяца воспитательной колонии.

Пермь: бывших не бывает

15 января 2018 года в пермской школе № 127 ее бывший ученик Лев и десятиклассник Александр атаковали учеников четвертого класса и учительницу с ножами, после чего попытались покончить с собой. В результате нападения пострадали 15 человек, включая самих нападавших.

Их судили за покушение на убийство двух и более лиц. Выпускника приговорили к 9 годам и 8 месяцам лишения свободы. Школьник был признан невменяемым и направлен на принудительное лечение, но позднее признан вменяемым и приговорен к семи годам лишения свободы.

Фото: Ganka Trendafilova/Shutterstock/Fotodom
Фото: Ganka Trendafilova/Shutterstock/Fotodom

В феврале 2020 года пострадавшие получили возможность получения компенсации. У родителей обоих преступников были конфискованы средства на сумму 3,6 и 4,83 миллиона рублей соответственно. Охранницу школы привлекли к ответственности за служебную халатность и дали ей три года условно.

Бурятия: с огнем и топором

19 января 2018 года в школе № 5 поселка Сосновый Бор в Бурятии 15-летний девятиклассник Антон проник в самый дальний класс и бросил туда две бутылки с зажигательной смесью. В этот момент в помещении шел урок для седьмого класса, одна из бутылок попала в голову учительнице русского языка и литературы.

Начался пожар, педагог с детьми бросились к выходу, где преступник напал на них с топором и ножом, ранив пятерых семиклассников и учителя. После этого он нанес себе ножевое ранение в грудь и выпрыгнул в окно, после чего был задержан. Позже задержали двоих его сообщников.

Подростка признали невменяемым и направили на принудительное лечение. Сообщников преступника приговорили к четырем и шести годам лишения свободы.

Тихий омут: нападение в Стерлитамаке

18 апреля 2018 года 17-летний ученик коррекционного класса школы № 1 Стерлитамака Артем напал с ножом на учителя и одноклассницу, а затем поджег кабинет. В результате пострадали четыре человека, в том числе и сам нападавший.

Фото: Melnikov Dmitriy/Shutterstock/Fotodom
Фото: Melnikov Dmitriy/Shutterstock/Fotodom

Артем вырос в благополучной семье с отцом-слесарем и матерью-домохозяйкой. Учителя и сверстники описывали его как тихого, замкнутого подростка, но с суицидальными мыслями и трудностями в учебе, которые связывали с задержкой психического развития. Кроме того, у него были проблемы со слухом, что усилило его изоляцию и сделало мишенью для буллинга.

Суд признал подростка невменяемым и направил на принудительное лечение, в 2021-м его заменили на амбулаторное.

Казанский стрелок

11 мая 2021 года в гимназии № 175 в Казани произошла одна из самых страшных школьных трагедий: ее бывший ученик, 19-летний Ильназ Галявиев, открыл стрельбу, убив девятерых, в том числе семерых детей, и ранив более 30 человек. В апреле 2023 года Верховный суд Татарстана приговорил его к пожизненному заключению в колонии особого режима.

Мемориал казанской гимназии № 175 после после массового расстрела. Фото: Engelberthumperdink/wikimedia.org
Мемориал казанской гимназии № 175 после после массового расстрела. Фото: Engelberthumperdink/wikimedia.org

Незадолго до нападения Галявиев опубликовал в своем телеграм-канале фото в маске с надписью «бог» и заявил о намерении убить как можно больше людей, которых назвал «биомусором». Экспертиза признала его вменяемым, он полностью признал свою вину.

Вольск: фатальный удар ледорубом

28 мая 2019 года в школе № 4 поселка Большевик в Вольске 15-летний семиклассник Даниил бросил две бутылки с зажигательной смесью и ударил топором-ледорубом по голове 12-летнюю девочку, после чего скрылся. Пострадавшая впоследствии ослепла на один глаз. Нападавшего задержали в тот же день за изучением информации о себе в Сети, где уже широко обсуждали трагедию.

Даниила воспитывали мать и бабушка, в школе у него не было друзей, его считали отзывчивым, но слишком замкнутым. Некоторые жители поселка отмечали его грубое поведение. С 2017 года он состоял на учете у психиатра из-за неадекватного поведения. В начале учебного года его перевели в другой класс, что ему не понравилось, и он хотел вернуться в прежний.

За несколько месяцев до нападения подросток увлекся тематикой трагедий в школах, особенно событиями в Керченском колледже. За день до атаки он разместил манифест в соцсети, объяснив свои действия суицидальными мыслями, желанием отомстить и стать знаменитым. Во всем, что собирался совершить, он обвинил свою семью и общество в целом.

После нападения подросток отправил аудиосообщения своим знакомым: «Я думал, убийство человека — это очень легко: просто ударить и все. Да, так и есть, просто ударить и ничего больше. Но это очень тяжело перенести». Он утверждал, что собирался покончить с собой еще в школе, но не смог.

Фото: Andrey_Popov/Shutterstock/Fotodom
Фото: Andrey_Popov/Shutterstock/Fotodom

Родственники заметили, что Даниил носил с собой ледоруб, но не придали этому значения. Перед нападением подросток пожаловался дяде на сверстников и учителей, и тот в шутку ответил, что таких людей надо сжигать. Но мальчик воспринял это всерьез. Полиция пыталась привлечь дядю к ответственности за подстрекательство, но доказательств не хватило.

Суд признал нападавшего вменяемым и приговорил его к семи годам лишения свободы.

Неправославный исход: взрыв в Серпухове

13 декабря 2021 года на территории православной гимназии при Введенском Владычном женском монастыре в Серпухове произошел взрыв у входа в здание. Его устроил 18-летний выпускник Владислав Струженков. В результате инцидента пострадали 12 человек, включая нападавшего.

Он прибыл к монастырю на автобусе и, подходя к входу, переместил рюкзак с спины на грудь. В рюкзаке находилось самодельное взрывное устройство, содержащее селитру и поражающие элементы. От движения оно сработало.

Молодой человек, вероятно, намеревался попасть на утреннюю молитву, но опоздал. Он начал стучать в закрытые двери. Сотрудники гимназии не пустили его внутрь и предложили покинуть территорию. В этот момент и произошел взрыв, который выбил двери и ранил 12 детей от 11 до 17 лет. Сам Струженков потерял ногу. Также оказалось, что он взял с собой холодное оружие, предположительно мачете.

У ворот Введенского Владычного монастыря в Серпухове. Фото: Mark Nakoykher/wikimedia.org
У ворот Введенского Владычного монастыря в Серпухове. Фото: Mark Nakoykher/wikimedia.org

По материалам дела, нападавший планировал зайти, бросить внутрь взрывное устройство и затем покончить с собой. Сам Владислав признался, что готовился к нападению в течение трех месяцев. Онзаявил, что давно испытывал желание убивать людей. Это не было связано ни с ненавистью к религии, ни с буллингом, ни с обидами на учителей. Его главной целью было совершение массового убийства.

Суд приговорил его к 13 годам лишения свободы.

Девочка с ружьем: трагедия в Брянске

7 декабря 2023 года ученица восьмого класса гимназии № 5 Брянска открыла в учебном заведении стрельбу из охотничьего ружья своего отца. В результате пострадали пять человек и погибли двое, включая саму нападавшую.

14-летняя Алина, подозреваемая в преступлении, предположительно, конфликтовала с одноклассниками. Опрошенные школьники отметили ее замкнутость и случаи травли.

Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Убийство». Среди личных вещей Алины были найдены рюкзак, патроны и записи, указывавшие на ее намерения. Отец нападавшей был задержан, позже его поместили под домашний арест по обвинению в доведении до самоубийства. Замдиректора гимназии предъявлено обвинение в халатности, повлекшей смерть двух и более лиц.

В чем причины агрессии школьников

Первой причиной агрессии подростков, совершающих нападения, часто называют обстановку в семье. По словам психолога Анастасии Валуевой, если в семье присутствует насилие, пренебрежение, эмоциональная холодность или гиперконтроль, это может стать толчком к деструктивному поведению.

«Дети, испытывающие насилие дома, могут перенести эту модель поведения на своих одноклассников».

Анастасия Валуева

психолог

Фото: Pixel-Shot/Shutterstock/Fotodom
Фото: Pixel-Shot/Shutterstock/Fotodom

Вторая причина — психические отклонения у самих подростков, считают педагог-психолог Вильдан Хизбуллин и педагог-дефектолог Наталья Тихонова из Ноябрьска.

«Психические расстройства, как и сомнительные контакты в социальных сетях, могут послужить катализатором для агрессии в отношении окружающих».

Вильдан Хизбуллин, Наталья Тихонова

педагоги из Ноябрьска

По их мнению, без поддержки семьи тут не обойтись. Проблемы усугубляются, если родители много работают, не уделяя ребенку должного внимания. У него могут накапливаться стресс и агрессия, которые он не умеет экологично проживать.

«Если есть подозрения на психические отклонения, важно обратиться к врачу для диагностики. Последствия в результате несвоевременного начала лечения могут быть очень серьезными, время будет упущено. Важно и контролировать круг контактов ребенка в соцсетях».

Вильдан Хизбуллин, Наталья Тихонова

педагоги из Ноябрьска

Анастасия Валуева назвала еще одну важную причину — буллинг.

«Буллинг также может стать причиной агрессии. В случае нападений нередко речь идет о мести в ответ на травлю со стороны сверстников».

Анастасия Валуева

психолог

Фото: Sascha Burkard/Shutterstock/Fotodom
Фото: Sascha Burkard/Shutterstock/Fotodom

На развитие агрессии также может повлиять негативное окружение, например плохая компания. В составе группы подростки часто решаются на отчаянные шаги, на которые бы не осмелились в одиночку.

Можно ли вычислить агрессора в школе

Основные трудности при выявлении агрессии у подростков связаны с их скрытным поведением. Подростки часто замалчивают свои эмоции и проблемы, ведут себя замкнуто, отметила Анастасия Валуева.

«Агрессию они могут проявлять поверхностно, что не вызывает сильной тревоги. Также многие подростки переживают кризис самоопределения и эмоциональные трудности, которые сложно отличить от обычных подростковых переживаний. Недостаток взаимодействия между учителями и школьными психологами также осложняет выявление потенциальных агрессоров».

Анастасия Валуева

психолог

Кроме того, открытость подростков к общению может быть ограничена страхом быть непонятым или преданным, что подрывает в дальнейшем доверие к взрослым, отметила психолог.

Фото: Skrypnykov Dmytro/Shutterstock/Fotodom
Фото: Skrypnykov Dmytro/Shutterstock/Fotodom

Сложность выявления потенциального преступника среди школьников в том, что за оружие берутся не те дети, которые проявляют агрессию открыто, подчеркнули ноябрьские педагоги. К тому же у школьных психологов нет возможности постоянно проводить диагностику среди абсолютно всех учащихся, экстренная работа ведется только с группой риска.

«Информация о маркерах деструктивного поведения и скрытой агрессии должна поступать психологу от педсостава, одноклассников, родителей. Однако эти маркеры могут выявить не все».

Вильдан Хизбуллин, Наталья Тихонова

педагоги из Ноябрьска

Последствия: жертвы и антигерои

Последствия для пострадавших могут быть самыми разными в зависимости от устойчивости психики. Жертвы нападения могут столкнуться с посттравматическим стрессовым расстройством, страхами, тревожностью и депрессией, рассказала Анастасия Валуева.

«Эти переживания могут отрицательно сказаться на их успеваемости и социальной жизни. Потеря доверия к сверстникам и авторитетным фигурам также может стать серьезной травмой. Да и физические травмы, полученные во время нападения, могут иметь долгосрочные последствия».

Анастасия Валуева

психолог

Фото: Deborah Lee Rossiter/Shutterstock/Fotodom
Фото: Deborah Lee Rossiter/Shutterstock/Fotodom

Но есть еще одна опасность с отложенными последствиями — героизация нападавших, отметила эксперт. Этим нередко грешат СМИ, старающиеся как можно быстрее осветить события, но не всегда достоверно и под этичным углом.

«СМИ иногда уделяют чрезмерное внимание личностям агрессоров, что приводит к их идеализации. Важно освещать подобные события так, чтобы не создавать героического ореола вокруг преступников. Внимание должно быть направлено на поддержку жертв, анализ причин и поиск путей предотвращения подобных ситуаций в будущем».

Анастасия Валуева

психолог

Не освещать такие случаи, конечно, нельзя, подчеркнули педагоги из Ноябрьска. Даже если некоторые дети считают действия агрессоров оправданными и понятными.

«Поднимая проблему в СМИ, мы привлекаем внимание родителей и педагогов к предотвращению таких ситуаций. Им будет проще не только отслеживать резкие изменения поведения и настроения подростков, но и налаживать с ними контакт».

Вильдан Хизбуллин, Наталья Тихонова

педагоги из Ноябрьска

Ранее криминолог посоветовала опираться на опыт Макаренко при перевоспитании трудных подростков.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...