Непозволительно долго: в России предложили сократить время образования в школах и вузах
Как может измениться система образования в ближайшие десятилетия
О необходимости сокращении продолжительности образования заявил помощник президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества (РВИО) Владимир Мединский.
По его мнению, такое решение диктует время: 11 лет — это непозволительная роскошь. «Будто мы живем с вами в XIX веке. Оно должно быть спрессовано, чтобы потом раньше вступать в сферу профподготовки и быть конкурентоспособным, а не начинать в 19 лет размышлять, чем бы заняться. Все будет раньше и быстрее», — сказал Мединский на встрече с региональным активом РВИО и молодежью в рамках проекта «Арктический диалог» в Мурманске. Об этом пишет ТАСС.
Традиционное образование в вузах, которое длится 5-6 лет, в ближайшие десятилетия уйдет в прошлое, уверен Мединский. Он считает, что учебный процесс будет спрессованным по времени и более специализированным. Через 10 лет выпускникам потребуется переобучение. Тот, кто не будет получать новые знания, станет неконкурентоспособным.
К чему приведет сокращение образовательного времени
В Госдуме, в свою очередь, отметили, что сокращение времени на образование — это непозволительная роскошь. Первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин уверен, что такое решение снизит качество подготовки и негативно повлияет на квалификацию специалистов, пишет «Газета.Ru».
«В стране действительно острый кадровый дефицит. По данным правительства, около 2,5 млн рабочих рук будет не хватать до 30-го года, по экспертным — до 4 млн. Поэтому, с одной стороны, повышали пенсионный возраст. С другой стороны, теперь предлагают сократить время на образование. Но это предложение противоречит общемировой тенденции. Когда-то в нашей стране было обязательное начальное, потом стало обязательное основное, а по действующему закону у нас обязательно общее, полное среднее образование».
Олег Смолин
первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию
Качество сегодняшнего образования в старших классах оставляет желать лучшего, поэтому сокращать продолжительность обучения в школе — это значит почти наверняка снижать качество образования будущих инженеров, педагогов, врачей, квалифицированных рабочих, полагает Смолин.
Парламентарий считает, что из кадрового кризиса России необходимо выходить не через сокращение образования, а с помощью технологического прогресса. В послании Федеральному Собранию глава государства предложил вернуться к базовой ступени высшего образования, согласно которой обучение будет длиться от четырех до шести лет.
«Речь идет скорее об увеличении базовой ступени высшего образования, об увеличении времени на базовую ступень высшего образования, а не о сокращении. Поэтому мы говорили, и не без оснований, что бакалавр по высококвалифицированным специальностям — это не вполне высшее образование. Если нам предлагают теперь сократить сроки обучения даже по сравнению с бакалавром, то я представляю, какая будет квалификация», — сказал Смолин.
Наверное, можно безболезненно перестроить программу 11-летнего образования на программу 10-летнего, как это было в советское время, отметила в интервью «Ямал-Медиа» преподаватель Зинаида Кондратенко.
«Можно перестроить так, чтобы это было без потери качества. Постараться где-то что-то ужать, что-то изменить. Но вопрос — а зачем это надо? Я просто не совсем понимаю. Если это нужно для того, чтобы как можно быстрее иметь рабочие руки, то на самом деле у нас есть прекрасное 10-летнее образование, после которого как раз эти рабочие руки и появляются. Ребята, которые идут в колледжи, они и работать сразу начинают. Но есть такой момент, например, ребенку в январе исполнилось 18 лет, а ему еще полгода учиться в школе надо. Это выглядит странно, когда вполне взрослый человек, которому уже по закону почти все можно (жениться, например), является учеником школы. Здесь есть такой диссонанс».
Зинаида Кондратенко
преподаватель
Оптимальным вариантом перестройки учебного процесса, по мнению нашей собеседницы, будет выбор предметов: от каких-то дети могли бы отказаться, а на других сделать акцент, более углубленно изучать. Сделать это, конечно, стоит под конкретные задачи определенной школы, а не под конкретного ученика.
«Система образования не будет подстраиваться под каждого, но с какими-то большими группами детей можно выстроить учебный процесс так, чтобы не было особых потерь и ученики могли бы раньше заканчивать школу», — уверена Зинаида Кондратенко.
О том, что продолжительность обучения в школе можно сократить, говорит предприниматель и общественный деятель Юлия Манн. Она согласна с позицией Мединского, потому что в 11 классе, по ее мнению, дети весь год готовятся к ЕГЭ, а это можно сделать и в 10 классе, следовательно, раньше поступить в университет.
«Но я бы это предоставляла не в обязательном формате, а давала выбор. Не все дети развиваются одинаково, и есть те, кому действительно необходимо окончить 11 классов. Не зря появилась такая образовательная система. Если ребенок все успевает, он талантлив, то ему можно предоставить возможность окончить школу быстрее. Сейчас есть возможность сделать это экстерном. Но данный процесс сложнее», — полагает Юлия Манн.
Она уверена, что предложение Мединского упростит процесс образования в школе и позволит раньше поступить в университет, быстрее его окончить и начать трудовую жизнь, устроившись на работу.
«Сегодня действительно есть дефицит кадров, и та демографическая яма, в которую мы попали, не позволяет оперативно в моменте получить новый приток специалистов. Единственное, откуда мы их можем получить — это как раз наши выпускники вузов и колледжей, которые смогли бы раньше выйти на рынок труда, или мигранты. Но так как хочется развивать все-таки свое население и наращивать рост экономики, то предложение считаю очень достойным».
Юлия Манн
предприниматель и общественный деятель
За счет чего сократится время обучения
Сокращать количество учебных часов планируют за счет обществознания. Этот предмет будут ставить в расписание один раз в неделю, а высвободившееся время отдадут истории и другим предметам, рассказал «Ямал-Медиа» историк, политолог, культуролог Александр Быковский. По его словам, школьникам, безусловно, придется тратить время на репетиторов.
«Это коснется не только обществознания, хотя об этом в пояснительной записке не сказано. Но я думаю, сама по себе тенденция в будущем будет идти на сокращение преподавания часов в вузах, колледжах и школах. Это будет компенсироваться за счет дополнительных занятий. Они будут появляться во всех учебных заведениях, а также самостоятельно будут учителя это делать как репетиторы. Рост количества обратившихся к услугам репетитора будет возрастать. Я считаю, что это не будет в принципе ухудшение ситуации, возможно, даже в каком-то смысле это будет и прогресс в образовательной среде среди учащихся».
Александр Быковский
историк, политолог, культуролог
Сейчас очень много лишней информации, считает историк. Молодежи, в отличите от людей старшего поколения, требуется совсем другое количество времени, чтобы уловить в этом потоке нужную.
«Если раньше фильмы были по 2-3 часа, и это было нормально, то сейчас столько времени просто нет. Даже по 1-1,5 часа картины не снимают. Сейчас максимально долгие фильмы — 30-50 минут, а если это обучающие ролики — и того меньше. За 10-15 минут ребенок все схватывает. Сейчас молодежь стала думать быстрее. Многочасовые монологи они воспринимают как скучную и ненужную информацию, поэтому их мозг не усваивает ее», — считает Александр Быковский.
При этом, по его словам, такое усвоение информации не является отуплением или деградацией. Это просто разные взгляды отцов и детей. Сегодняшние подростки очень быстро осваивают технологии, телефоны, гаджеты, ноутбуки и другие средства электроники. Если начать увеличивать объем информации, то для молодежи она теряет смысл и лаконичность, поэтому они ее не понимают. Некоторые критики говорят сегодня о слабом уровне, а он появился от неправильной экспертизы нынешней ситуации в сфере образования, экспертизы в сфере психологии детей и подростков, подчеркнул Александр Быковский.
Он надеется, что новый закон, который, возможно, будет принят в 2025 году, нивелирует и решит эту проблему хотя бы частично.
Слабые места российского образования
Слабым местом нашего образования является его архаичность. Наука прогрессивно развивается, но и психология не стоит на месте. Об этом нельзя забывать и ставить ее на последнее место, говорит Александр Быковский.
«У нас очень многие школы, университеты, колледжи еще работают по советской парадигме. Я сам лично заканчивал исторический университет. У нас еще как при Сталине была образовательная программа, те же преподаватели и те же самые названия. Даже те же самые клише использовались: буржуазия, феодализм, капитализм, рабовладельческий строй. Хотя современной наукой доказано, что таких формаций не было или хотя бы, если они и были, то не в России», — отметил наш собеседник.
Историк говорит, что сейчас есть много новых исследований, в том числе российских, но это не всегда используется, и зачастую преобладает старый подход. Выпускаются учителя истории со старым подходом, и они продолжают его загружать молодежи.
«Я как-то посмотрел ролик молодого историка, намного моложе меня. Молодой парень только-только выпустился из педагогического университета и записал короткий ролик с мультипликационными иллюстрациями, добавил немного элементов графики, современного юмора. И вот он отобразил историю Речи Посполитой и Польши в целом — уложил все в 10 минут!»
Александр Быковский
историк, политолог, культуролог
Наш собеседник уверен, что сегодня необходимо пробовать, экспериментировать и тестировать. Однако ни в коем случае нельзя забывать о культуре, религии и истории. Эти предметы обязательно нужны. Дети должны знать обо всех исторических периодах. Также важно сохранить базовые установки, которые есть в обществознании. То же самое касается уроков православной и исламской культуры, буддизма, иудаизма, светской этики. Но при этом все должно быть лаконично, кратко, четко и понятно, резюмировал Быковский.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».