Несовершенство софта или беспечность. Почему 50% россиян не пользуются антифрод-сервисами
Немодный антифрод
Телефонное мошенничество — настоящий бич современности. Компания TelecomDaily провела опрос и выяснила, что более 98% абонентов в России хотя бы раз сталкивались с подозрительными звонками. В 12% случаев разговор заканчивался кражей денег.
По данным МВД, в январе–ноябре прошлого года ущерб от телефонного мошенничества составил 45 миллиардов рублей. Успешные звонки приносят мошенникам от 15 тысячи до десятков миллионов рублей. Зафиксированный максимум разовой кражи — 25 миллионов.
Несмотря на масштаб проблемы, россияне практически игнорируют существующие сервисы и программы для борьбы с фродом, сообщила газета «Известия». По информации TelecomDaily, 29% абонентов установили на смартфон определители номеров, которые предупреждают о нежелательных звонках. Только 19% участников опроса используют блокировщики интернет-рекламы, посредством которой распространяются ссылки на фишинговые сайты.
Голосовыми ассистентами, которые общаются с людьми, звонящими с незнакомых номеров, пользуются 3% респондентов. А опцией виртуального номера (он необходим для безопасного общения в сервисах интернет-объявлений) и того меньше — всего 1%.
Около 40% пользователей заносят нежелательные номера в черный список на телефоне, но этот сервис не так эффективен. Мошенники постоянно меняют номера, а черный список формируется на основе уже поступивших звонков.
Сильные слабости
Генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков объяснил, что российские пользователи избегают антифрод-систем из-за сомнений в их эффективности.
Поскольку злоумышленники постоянно меняют номера, нет гарантии, что алгоритмы будут надежно защищать от мошеннических звонков и при этом не будут блокировать действительно нужные соединения — например, курьерские службы, звонящие с незнакомых номеров, звонки для подтверждения разного рода кодов авторизации и промо-кодов и прочее
Денис Кусков
генеральный директор TelecomDaily
Специалист по информационной безопасности, руководитель направления «Кибербезопасность для населения» в компании «Ростелеком-Солар» Олег Седов подтвердил, что современные системы защиты от мошенников не всегда способны распознать угрозу.
Пока телефон не скомпрометирован на других звонках, он по определению считается достоверным звонком курьера, врача, консультанта. Бороться с телефонными номерами — это не очень эффективно, как бороться с симптомами, а не источником болезни. Однако скомпрометированные номера нужно фильтровать, вычислять подозрительные звонки, в конечном счете, затруднять мошенникам действия
Олег Седов
специалист по информационной безопасности
Сейчас мобильные операторы и сами стараются внедрять системы, которые будут предупреждать абонента о потенциально опасных звонках. «Мегафон» обрабатывает около 50 миллионов нежелательных вызовов в месяц. Система, блокирующая звонки с подменных номеров, работает и в МТС. Антиспам-система есть на всех тарифах Tele2.
Люди могут отказываться от использования антифрод-приложений из-за опасений в их надежности. Седов отметил, что бесплатные приложения могут нести реальную угрозу пользователям, например, «сливать» их данные в интернет. Если же сервис платный, он будет безопасен — создатели не захотят портить себе репутацию.
Дальше — больше
Пользоваться антифрод-программами необходимо, хотя они пока и не совершенны. Олег Седов привел аналогию со спорами по поводу вакцинации от COVID-19: есть сторонники и противники прививок, и у всех своя правда.
«Я считаю, лучше плохое антифрод-решение, чем его отсутствие и полная незащищенность», — сказал специалист.
По словам Седова, в дальнейшем антифрод-приложения будут совершенствоваться. Для этого нужно как можно больше скачиваний, большая база данных скомпрометированных номеров, использование технологий искусственного интеллекта.
Большинство мошеннических схем становятся успешными из-за невнимательности пользователей и их беспечности. Пройдет еще немало времени, прежде чем уровень киберграмотности населения станет соизмерим с уровнем изобретательности мошенников. Поэтому любое средство, которое может помочь нам обезопасить свои данные и деньги, заслуживает установки на гаджет. 29% — это не такой большой процент, чтобы приложение, установленное на телефон, постоянно совершенствовалось и развивалось. Чем больше будет установок, тем выше будет качество этих сервисов
Олег Седов
специалист по информационной безопасности
Седов заключил, что никакое приложение не освобождает людей от необходимости критически относиться к любым входящим звонкам. Беспечность — это проблема не производителей антифрод-решений, а самих клиентов.
Самые важные и оперативные новости — в нашем Telegram-канале «Ямал-Медиа».