Никаб раздора: почему запрет на женскую традиционную одежду может накалить обстановку в обществе
Тема с запретом на ношение никаба не нова. Периодически споры об этом то затухают, то разгораются с новой силой. Буквально на днях обсуждение мусульманской одежды вновь вернулось в информационное поле. «Ямал-Медиа» выяснил, почему требования к ней могут вызвать недовольство в обществе.
Заместитель председателя Духовного управления мусульман (ДУМ) РФ муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов заявил, что возможное введение запрета на ношение женщинами никаба будет противоречить нормам светского права и Конституции России. При этом муфтий отметил, что ДУМ РФ готово вести диалог с представителями власти, чтобы решить этот вопрос.
При этом, по словам Аляутдинова, среди исламских ученых нет единого мнения по поводу ношения никаба. Кто-то считает такой элемент одежды обязательным, кто-то — нет. Но, подчеркнул муфтий, никто никогда не говорил и об их нежелательности. Закрытое одеяние женщины у многих народов считается традицией, которая появилась еще до возникновения ислама.
ДУМ РФ не пропагандирует ношение никаба в современном обществе, пояснил Ильдар Аляутдинов. Однако, по его словам, в светском государстве будет более правильным придерживаться общепринятых религиозных правил и выбирать одежду, которая не вызовет негативного отношения у окружающих. Муфтий опасается, что запрет на ношение никаба может встретить непонимание как у местной мусульманской общественности, так и у мировой. Аляутдинов считает, что такая мера противоречит Конституции РФ, которая гарантирует гражданам право на свободу вероисповедания и соблюдение канонов той или иной религии.
«Большая вероятность того, что запрет на никаб вызовет у российских мусульман негодование, что, в свою очередь, создаст дополнительные очаги напряженности в обществе».
Ильдар Аляутдинов
заместитель председателя Духовного управления мусульман (ДУМ) РФ
О конституционных правах на выбор вероисповедания и приверженность к его канонам говорит и религиовед, специалист по исламу Наза Умярова.
«По поводу запрета такого вида одежды в России очень сложно что-либо говорить. С одной стороны в самом Коране нет запрета закрывать лицо, с другой стороны, для некоторых людей, особенно в очень религиозных семьях, этот предмет важен. Для них это ассоциация с более глубокой приверженностью исламу. Хотя запрета нет, это их личное желание, а не обязанность. Строго сказать, что нельзя носить в России такую одежду, сложно, потому что есть еще и права человека».
Наза Умярова
религиовед, специалист по исламу
Никаб — это элемент традиционной одежды, накидка, которая закрывает лицо, оставляя лишь небольшую прорезь для глаз. Этим она отличается от хиджаба, который закрывает только волосы, уши и шею, плечи остаются свободными, и чадры — верхней одежды, которая не прячет лицо, но закрывает тело с головы до пят. Паранджа же еще более строга, чем никаб. Это накидка, которая полностью закрывает голову, руки и ноги, а лицо прячет специальная вуаль.
«Никаб был придуман еще в доисламские времена. Его первоначальной функцией была защита кожи от палящего солнца. Он был связан с бедуинами. Вообще большая часть подобной одежды была связана с жизнью в пустыне под палящим солнцем, где необходимо было защищаться от песка и жары. В самом Коране каких-то особых указаний о том, чтобы закрывать лицо, нет. Есть указание о том, что необходимо одеваться скромно».
Наза Умярова
религиовед, специалист по исламу
Женщина в исламе не должна носить одежду, которая обтягивает и подчеркивает фигуру. Важно покрывать голову. В традициях, которые уходят корнями к бедуинскому образу жизни, паранджа имеет такую же функцию, как и чадра, прокомментировала наша собеседница.
Тема всколыхнула общество. Публичные люди начали выкладывать в пабликах свои соображения по этому поводу. Так, журналист и депутат московской гордумы Андрей Медведев в телеграм-канале написал, что в республиках Центральной Азии, откуда в Россию едет большинство мигрантов, ношение никабов запрещено категорически.
«В Таджикистане запрещено даже ношение платка-хиджаба. Ношение никаба вообще наказуемо. В мусульманском-то государстве. Да, именно поэтому все радикальные исламисты и их семьи едут в Россию, где все можно. В Саудовской Аравии с 2018 года отменены правила обязательного ношения никаба. На фото, кстати, недавний показ мод в Саудовской Аравии».
Андрей Медведев
журналист, депутат московской гордумы
Как отметил в своем посте Медведев, талибы в Афганистане ведут дискуссии об отмене ношения никаба. По его словам, на улицах Кабула и Кандагара уже можно увидеть много девушек, которые вместо никаба носят платок. То есть путем модернизации и борьбы с радикализмом идут даже террористические организации. А вот в России, отчего-то есть желание направить религиозных мусульман в обратном направлении, полагает Медведев. Он подчеркнул, что его знакомые татарки или горянки на Северном Кавказе тоже никогда не носили никабы.
«Прабабушка моя, Рахима, даже в советские годы пять раз в день намаз читала, в мечеть ходила. Носила белый татарский платок. Попробовал бы кто замотать ее в никаб. Она просто не поняла бы, какое это отношение имеет к ее вере. Почему вдруг есть такое странное желание отказаться от собственных религиозных традиций в пользу радикализима, да еще оправдывать это тем, что, дескать, без никабов будет социальная напряженность, непонятно. Почему нет, например, в Узбекистане такой напряженности?»
Андрей Медведев
журналист, депутат московской гордумы
Социальный психолог, культуролог Алексей Рощин отметил в комментарии для «Ямал-Медиа», что светские государства могут вводить запрет на ношение плотно закрывающих лицо тканей даже при достаточно большой доле исповедующих ислам в обществе. Пример тому — Франция. Там несколько лет назад запретили никабы, хотя в стране достаточно большая мусульманская диаспора. Поэтому прецеденты в мире есть.
«С другой стороны, надо понимать, что в нашей стране ряд руководителей-мусульман из мусульманских республик, которые имеют достаточно большое, хоть и не всегда официальное, влияние. Поэтому в любом случае придется так или иначе ориентироваться на их мнение».
Алексей Рощин
социальный психолог, культуролог
Напомним, в начале мая на Ямале обсудили адаптацию мигрантов. Подробнее — здесь.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».