Обыкновенное чудо преображения: творческий и духовный путь актрисы Екатерины Васильевой
Актрисе театра и кино Екатерине Васильевой 15 августа исполнилось 80 лет
Биография Екатерины Васильевой
Екатерина Сергеевна Васильева родилась 15 августа 1945 года в Москве в семье известного советского поэта Сергея Васильева и Олимпиады Макаренко, племянницы выдающегося педагога Антона Макаренко. Когда девочке исполнилось 12 лет, родители развелись. Материальное положение семьи пошатнулось, и юная Катя, чтобы помочь матери, устроилась разносить почту, а вечерами посещала театральную студию.
В 1962 году произошло событие, определившее ее дальнейшую судьбу: Екатерина поступила во ВГИК в мастерскую Владимира Белокурова. Среди однокурсников она выделялась не классической красотой, а потрясающей внутренней свободой и магнетизмом. Сергей Соловьев, ставший впоследствии ее первым мужем, вспоминал: «Катя была очень юная, очень высокая, очень стройная, очень рыжая, с челкой, сигаретой «Шипка» в зубах и с гениальной, абсолютной, дотоле мной в женщинах не виданной внутренней свободой».
Несмотря на неординарную внешность, далекую от стандартов красоты того времени, Васильева обладала удивительной способностью к абсолютному перевоплощению на сцене, где она становилась по-настоящему ослепительной. Преподаватели, признавая ее талант, шептались: «Девица, бесспорно, талантливая, но внешние данные... Она даже хуже Раневской!» Время показало, насколько ошибочными были эти суждения.
Театральная карьера
После окончания ВГИКа в 1967 году Екатерина Васильева начала работать в Московском драматическом театре имени М. Н. Ермоловой. Талантливую актрису быстро заметили, и в 1970 году она перешла в легендарный театр «Современник», где проработала три года, сыграв десятки разноплановых ролей. Для Васильевой тогда не существовало невыполнимых задач — она одинаково убедительно воплощала как лирических героинь, так и характерные и даже остросатирические образы.
В 1973-м она перешла во МХАТ — один из самых престижных театров страны. Этот период она впоследствии называла золотым временем своей театральной карьеры. Коллектив театра был действительно звездным: Олег Ефремов, Иннокентий Смоктуновский, Анастасия Вертинская. Среди наиболее значимых театральных работ Васильевой — роли в спектаклях «Тамада», «Господа Головлевы», «Дядя Ваня», «Татуированная роза».
В 1987 году театральная Москва была потрясена новостью: Екатерина Васильева, находившаяся тогда на пике популярности, написала заявление об уходе из МХАТа. Этот поступок озадачил коллег и вызвал недоумение у Олега Ефремова, который наотрез отказывался подписывать документ. Причиной столь радикального решения стало кардинальное изменение мировоззрения актрисы — Васильева пришла к вере и решила посвятить себя служению церкви.
«То, что мне было мило-любо в молодости, потом я возненавидела», — признавалась позже актриса. Она начала воспринимать театр не как храм искусства, а как место, где актеры вынуждены отдавать себя без остатка, не получая должной оценки и признательности.
Первые съемки в кино
Кинематографический дебют Екатерины Васильевой состоялся еще в студенческие годы — в 1965 году она сыграла небольшую роль в киноповести «На завтрашней улице». Это была незначительная работа, но уже тогда чувствовалась индивидуальность и характер начинающей актрисы.
Первые заметные роли — в фильмах «Солдат и царица» (1968) и «Адам и Хева» (1969). В последней картине Васильева сыграла красавицу-горянку, еще раз продемонстрировав удивительную способность к перевоплощению — ее нестандартная внешность идеально вписалась в расхожее представление о кавказской женской красоте.
Уже первые работы в кино показали широту актерского диапазона Васильевой. Она не была зажата рамками одного амплуа, свободно переходила от комедийных ролей к драматическим образам. Режиссеры быстро оценили эту уникальную особенность и стали наперебой приглашать актрису в самые разные фильмы.
Фильмы с Екатериной Васильевой
1970-е и 1980-е стали периодом расцвета кинокарьеры Екатерины Васильевой. Первый хит — роль атаманши Соньки Тульчинской в фильме «Бумбараш» (1972). Когда артистка ознакомилась со сценарием, она заинтересовалась нюансами характера своей героини: «Она что, с приветом?» И получила ответ «Да». Такой уровень женской жестокости казался ей неправдоподобным, особенно на фоне танцевальной музыки. Тем не менее «петербургская этуаль» выдала по полной истеричный монолог «Выступаем на рассвете!».
Режиссер Николай Рашеев считал, что эту роль может сыграть только Васильева. Во время съемок сцены в ванной она едва не пострадала: под ванной был разожжен огонь, и помощник режиссера отвлекся. Актрисе пришлось поспешно выскочить, чтобы избежать серьезных ожогов.
Очередная звездная роль Васильевой — в музыкальной комедии «Соломенная шляпка» (1974): актриса сыграла неверную жену Анаис Бопертюи. Правда, изначально Васильеву пригласили на роль невесты главного героя, но худсовет решил, что эта героиня должна быть более миловидной. В результате Екатерине досталась характерная роль, которая стала звездной.
После этого успеха последовали работы, ставшие классикой советского кинематографа: Эмилия в «Обыкновенном чуде» (1978), бортпроводница Тамара в «Экипаже», жесткая и властная Кира Анатольевна Шемаханская в «Чародеях» (1982), миллионерша Клэр Цаханасьян в «Визите дамы» (1989) — каждая из этих ролей демонстрировала новые грани таланта актрисы. В образах, созданных Васильевой, за внешней суровостью и бескомпромиссностью всегда скрывалась глубокая эмоциональная подоплека, ранимость и человечность. И все та же бесконечная свобода, которой восхищался Соловьев.
Одной из самых любимых для миллионов зрителей стала роль Эмилии в фильме Марка Захарова «Обыкновенное чудо»: героиня Васильевой, железная леди, «генерал в юбке», под воздействием чувств снимает маску и раскрывается как любящий и сопереживающий человек.
Несмотря на многочисленные успехи в кинематографе, сама Екатерина Сергеевна относилась к своим киноработам скептически. «Не любила и не люблю кино. Наверное, и оно было послано мне для смирения. Лишь «Визит дамы» Михаила Козакова готова принять. Собственные актерские удачи связываю только с театром», — призналась она несколько лет назад.
После паузы до середины 90-х, связанной с послушничеством в монастыре, Васильева вернулась на экраны, снявшись в сериалах «Королева Марго» (1996) и «Графиня де Монсоро» (1997). Среди других заметных работ позднего периода — роли в проектах «Приходи на меня посмотреть» (2000), «Черная молния» (2009), «Анна Каренина» (2008), «У каждого своя война» (2010), «Аниматор» (2018) и «Гудбай, Америка» (2020). Все эти проекты актриса тщательно отбирала и перед тем, как согласиться на съемки, получала благословение своего духовного наставника.
Личная жизнь Екатерины Васильевой
Личная жизнь актрисы была не менее яркой и насыщенной, чем профессиональная. Первым мужем Екатерины Васильевой стал однокурсник по ВГИКу, будущий известный режиссер Сергей Соловьев. История их брака началась весьма нестандартно — благодаря другу Эдуарду Володарскому, который, получив отказ от Васильевой, в сердцах предложил ей выйти замуж за Соловьева. Екатерина ответила согласием, хотя сам «жених» находился в тот момент в Ленинграде и узнал о помолвке по телефону.
Несмотря на столь авантюрное начало, брак Васильевой и Соловьева продлился восемь лет. Их семейная жизнь была непростой — молодые супруги часто скитались по съемным квартирам, порой им не хватало денег на самое необходимое. «Мы с Катей почти нищенствовали. Были в нечеловеческих долгах», — вспоминал Сергей Александрович. Впрочем, именно Екатерина всегда поддерживала мужа в творчестве, верила в его талант и не позволяла опускать руки.
Вторым мужем Васильевой стал драматург Михаил Рощин. Роман с ним начался, когда актриса еще была замужем за Соловьевым. «Катя ушла от него из-за меня. Я был безумно в нее влюблен, в эту гремучую смесь таланта и дурного нрава», — рассказывал Рощин. В этом браке у Екатерины родился единственный сын Дмитрий.
Однако и этот союз не выдержал испытания временем. По словам Рощина, на развод повлияло не только пристрастие Васильевой к алкоголю, но и ее непростой характер. Кульминацией семейной драмы стал момент, когда Екатерина застала мужа в постели с домработницей Ириной, которая впоследствии стала его женой.
После разрыва с Рощиным актриса больше не выходила замуж. Сейчас Васильева с сожалением вспоминает о своей бурной молодости: «Сколько бы детей нарожала вместо абортов, от мужа не ушла, не предавала, не изменяла, водку не пила, матом не крыла. В молодости трудно избежать соблазнов, а мудрого человека, который остановил бы, предостерег, рядом не оказалось».
Уход в монастырь
В 33 года она приняла крещение и впоследствии постепенно пришла к осознанию своего истинного призвания. Первой попыткой отречься от мирской жизни стал 1993 год, когда актриса ушла послушницей в Толгский монастырь. Впрочем, тогда этот шаг не был окончательным — спустя несколько лет она вернулась к актерской профессии, хотя и с иным отношением к ней.
Позже Васильева служила в московском храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках в качестве казначея. «Уж не знаю, по каким качествам назначают казначеями в других приходах, а меня назначили, чтобы я добывала средства для восстановления, строительства и благоукрашения нашего храма», — рассказывала она.
Духовным наставником актрисы стал отец Владимир Волгин, который помог ей справиться с зависимостью от алкоголя и переосмыслить свою жизнь. Васильева признавалась, что раньше именно он отговаривал ее от решительного шага — ухода в монастырь, — объясняя, что у нее есть обязательства перед близкими в миру.
В августе 2021 года, после долгой духовной подготовки, Екатерина Васильева все же приняла иноческий постриг в ставропигиальном женском монастыре Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь в Новой Москве. В иночестве она приняла имя Василиса.
Ранее мы рассказали об актере театра и кино Вениамине Смехове. В августе 2025 года «Атосу нашего детства» исполнилось 85 лет.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».