http://Top.Mail.Ru
Одурманенное состояние, бесконечные поборы и унижения. Как живут сектантские общины | Ямал-Медиа
09 мая 2025, 11:40 (обновлено: 09 мая 2025, 13:40)

Одурманенное состояние, бесконечные поборы и унижения. Как живут сектантские общины

При первом взгляде со стороны может показаться, что в религиозных общинах нет ничего страшного. Однако изнанка этих организаций может выглядеть совсем иначе: в поисках счастья, мира и гармонии люди попадают в руки тех, кто, умело манипулируя этими понятиями, отбирает у них имущество, лишает связи с внешним миром и реальностью.

В России набирает обороты религиозное движение неопятидесятников, лидеры которого используют труд своих адептов ради личного обогащения, пишут «Известия».

Российская церковь христиан веры евангельской «Новый Завет» (РЦХВЕ) много раз привлекала к себе внимание. В том числе и скандалами с недвижимостью.

В феврале этого года один из адептов пермского филиала движения покончил с собой. Перед смертью он обвинил в своей смерти лидеров «церкви», заявив, что те совершили «самый жестокий обман и развод» в его жизни.

Как люди попадают в секту

Лидеры религиозного движения неопятидесятников под предлогом мнимой духовности и служению Богу склоняют людей к рабскому труду и полной финансовой зависимости, а затем отправляют «в мусор», так описал происходящее внутри общины один из последователей Российской церкви христиан веры евангельской «Новый Завет» (РЦХВЕ), житель Пермского края Николай Шаврин.

Мужчина, покончивший с собой и обвинивший в своей смерти лидеров РЦХВЕ, рассказал, что «пасторы» и «епископы» используют людей, приходящих к ним с искренним духовным поиском, в качестве дешевой рабочей силы в целях личного обогащения.

По словам Николая, он посвятил «служению» около 12 лет, из них примерно 4,5 года был на «полном служении» — это означало, что мужчина отдал «церкви» все, что у него было, и посвятил ей все силы и время. В процессе, по его словам, он «много раз показывал смирение и приверженность на деле и брался за работу, которую другие делать не хотели», но в итоге все равно «оказался никому не нужен», рассказал Шаврин.

Мужчина просил отнять у общины здание местного ДК — ее главного офиса, «чтобы они не наживались на доверии и не портили жизни духовно ищущим». Служение «церкви» он назвал делом всей своей жизни и говорил, что разочаровываться в нем ему было очень тяжело.

По словам Николая, жизнь в общине была построена на продвижении по внутрицерковной карьерной лестнице узкого круга избранных, рядовые адепты никого не интересовали. Отцы-епископы «ездят на дорогих тачках и не могут отбиться от поклонниц», у них «большие животы, машины и высокомерие их сыновей», писал мужчина. Самому Николаю пришлось брать кредит, чтобы «оплатить себе зубы и пройти курс IT».

Мать мужчины Светлана Шаврина тяжело переживает уход сына. Она рассказала, что он всегда был очень общительным, мягким и добрым человеком, но в последний год жизни его будто подменили. Он стал груб, демонстрировал вспышки агрессии, начал позволять себе мат и оскорбления. «Такое впечатление, что это был другой человек», — отметила она в беседе с «Известиями».

Светлана пояснила, что в «церковь» ее сын попал еще в старших классах школы по приглашению Даниила Грабовенко, сына главного «гуру» пермского «Нового Завета», «начальствующего епископа» Эдуарда Грабовенко. Ребята учились в параллельных классах. По словам матери, она отговаривала сына ходить на собрания, но ему нравилось общаться там с людьми, играть на гитаре, снимать на камеру, ездить по Пермскому краю с религиозными поручениями.

Николай продолжал ходить в «церковь» и после того, как вернулся из армии, и по окончании пединститута. Он брался там за любую работу, от чистки крыши до строительства дороги, и стремился побыстрее убежать из дома. Мать считает, что с разочарованием в общине в Николае «что-то сломалось». Он влез в кредиты и начал делать ставки.

Еще один бывший адепт пермского «филиала» Семен рассказал «Известиям», что жизнь в общине построена на тотальном контроле над жизнями ее членов. Наставник, по его словами, «следит за всем: где ты живешь, куда ходишь, кто твоя семья, что у тебя с финансами, где отдыхаешь». Как рассказал экс-общинник, послушникам внушают, что люди в «церкви» им ближе, чем собственные семьи, потому что, в отличие от последних, они покаялись и «уже спасены».

Как построена жизнь в общине

Ключевое понятие жизни в общине — десятина, 10% от любого заработка, которые обязан отдавать общине каждый ее член, рассказал адепт Семен. При этом такая доля считается лишь «обязательным платежом», на практике же участников подталкивают к гораздо большим пожертвованиям.

«В итоге у людей возникает вопрос: почему я батрачу, как раб, а Грабовенко ездит на машине за 20 млн рублей? На все простой ответ: он настолько любит Господа, а Господь любит его. Он очень много в своей жизни отдавал и поэтому так много получил», — говорит Семен. Обратное тоже верно: достатка нет — значит, общинник слаб в вере и жертвует недостаточно

Пятидесятники проповедуют так называемую теологию процветания, в соответствии с которой Бог по заслугам вознаграждает праведников еще при жизни — например, финансовым благополучием, отсутствием жизненных невзгод. Как следствие, настоящий христианин должен быть богатым, здоровым и счастливым. Если же у человека всего описанного нет, ему внушают ощущение ущербности и предлагают «жертвовать». Так лидеры секты держат под контролем своих адептов, пояснил «Известиям» профессор православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, сектовед Александр Дворкин.

Неопятидесятники — это самое многочисленное, распространенное и влиятельное сектантское движение в России, а «церковь» «Новый Завет» — его пермский «филиал», рассказал Александр Дворкин. В России у неопятидесятников не меньше 350 тысяч активных членов, из них примерно 10 тысяч входят в «Новый Завет».

По словам бывших членов, РЦХВЕ вербует новичков через социальное служение. Создаются реабилитационные центры для наркозависимых и алкоголиков, частные дома престарелых. Молодежь привлекают через молодежные «миссии».

В «церкви» людей заставляют служить, рассказала «Известиям» бывшая участница движения Елизавета Уварова из Абакана.

По ее словам, там полное, тоталитарное подчинение. Каждая воскресная проповедь была про десятину. Потом начались покупки земель. Люди продавали машины, квартиры, брали кредиты. Если денег нет, если недодаешь десятину, тебя считают проклятым человеком. Жена пастора ведет всю бухгалтерию.

«Была история: женщина получила детские пособия, потом пенсию по потере кормильца и отдала большую десятину пастору. Прошел месяц, и он ей позвонил с вопросом, почему так мало в этот раз», — рассказывает о буднях общины Елизавета.

Еще одна женщина, многодетная мама, у которой была ипотека и трое детей, развелась с мужем. Он помогал ей погашать кредит, но она отдала десятину общине, как научил ее пастор.

На своих собраниях неопятидесятники вводят людей в трансовое состояние и вырабатывают эндорфиновую зависимость, говорит Александр Дворкин.

При помощи определенных техник в организме человека происходит мощный выброс эндорфина — «гормона счастья». Человек впадает в эйфорию. В обычной жизни мозг перестает работать в усиленном режиме, происходит упадок и «синдром отмены», пояснил сектовед. Человеку хочется получить новую порцию эндорфинов, за которой он снова идет в секту. Люди становятся эндорфиновыми наркоманами и послушным инструментом в руках лидеров.

На «международной» конференции общины в Испании люди в зале периодически впадают в некий транс. Они взахлеб слушают выступающего на сцене в костюме Эдуарда Грабовенко и других «гуру», подпевают поющим про Иисуса ансамблям, танцуют и машут руками, как на концерте.

Сейчас старшему пастору 55 лет, и он живет в постоянных разъездах: Москва, Рим, Франкфурт-на-Майне.

Кто такой Эдуард Грабовенко

Эдуард Грабовенко родился в городе Кривом Роге Днепропетровской области Украины. В декабре 1990 года поступил в библейскую школу в латвийской Елгаве. После вместе с тремя друзьями в возрасте 20—22 лет он приехал в Россию и основал «Новый Завет». Позже окончил Библейский институт в Канаде.

В настоящее время Грабовенко является руководителем трех организаций со схожими названиями. Две из них были зарегистрированы еще в 1998 году, еще одна — спустя два года. Организации накопили 51 арбитражное дело на 35 млн рублей.

Также лидер общины в прошлом был учредителем Российской ассоциации защиты религиозной свободы (РАРС) и НПСИ «Социальный альянс», последняя занималась уходом с обеспечением проживания. В 2018 году организацию ликвидировали.

Сведения о прибыли есть только у одной «Централизованной» организации, лишь за 2021 год выручка компании составила 4,1 млн рублей, а прибыль — 3,8 млн.

В 2016 году у Эдуарда Грабовенко были проблемы с законом — его ставили на спецучет с пометкой «криминал».

У епископа есть квартира в Москве на Большой Ордынке в доме 1890 года постройки, недвижимость в этом районе стоит от 30 млн рублей. По данным источника «Известий», семья старшего пастора владеет большим количеством земельных участков, квартир и частных домов. Вероятно, это одна из богатейших семей Пермского края. 

Сыновья Гробовенко — Давид и Илья — учились в Америке. Младший — Виталий до сих пор является пастором евангельской церкви в Лондоне.

В 2005 году «Новый Завет» приобрел Дворец культуры имени Ленина в Перми. Трехэтажное здание площадью 5 тысяч кв. м было куплено у Мотовилихинских заводов за 50 млн рублей. Там начали проводить богослужения. Сделка вызвала недовольство пермской общественности и Русской православной церкви. Власти воспрепятствовали регистрации права собственности. Но суд признал сделку законной. В 2012 году экс-губернатор Пермского края Виктор Басаргин заявлял о планах вернуть здание городу. В следующий раз переговоры о возвращении ДК состоялись в апреле 2021 года, но «Новый Завет» запросил цену в десятки раз больше стоимости здания. Переговоры пришлось остановить.

Второй скандал с недвижимостью произошел в Москве, третий прогремел в 2020 году. Эдуарда Грабовенко обвинили в нарушении закона о свободе совести, вероисповедания и религиозных объединениях. Причиной тому послужил видеоролик воскресной школы церкви «Новый Завет», выпущенный общиной перед Пасхой. В нем учительница, рассказывая о страданиях Христа, уколола железным гвоздем куклу Сережу, чтобы продемонстрировать, как больно было Спасителю. Ролик вызвал возмущение среди пользователей соцсетей. Полиция обратилась в суд с иском не к религиозной организации, а лично к Грабовенко. Мировой суд в Перми не усмотрел состава правонарушения и закрыл дело.

Оценки РПЦ и религиоведов

У «Нового Завета» есть филиалы почти во всех российских городах. «Церковь» не запрещена в России и имеет статус местной религиозной организации. Эти филиалы неоднократно закрывали, но движение продолжает жить. Отсутствие единого административного центра и наличие множества юрлиц дает движению большую гибкость и устойчивость, отметил Александр Дворкин.

От неопятидесятнического харизматического «Движения веры» исходит серьезнейшая опасность, полагают представители РПЦ. Это движение представлено в нашей стране разноименными сектами:

  • «Церковь «Новое поколение»
  • «Слово жизни»
  • «Церковь Завета»
  • «Живая вера»
  • «Живая вода»
  • «Церковь на камне»
  • «Новая жизнь»
  • «Роса»
  • «Благодать»
  • «Дом горшечника»
  • «Церковь Любви Христа»
  • различные «церкви полного Евангелия»

Некоторые из них входят в «Российский союз христиан веры евангельской», другие — в «Российский объединенный союз христиан веры евангельской», третьи — в «Ассоциацию христиан веры евангельской «Глобальная стратегия» (известную еще как «Жатва мира»), четвертые — не зарегистрированы вообще. Но все они активно завоевывают жизненное пространство в России. Неопятидесятнические секты подавляют всякую критику, звучащую в их адрес. Они инициируют судебные процессы против журналистов, органов юстиции, рядовых граждан, осмелившихся негативно отозваться о них. За проявления на богослужениях экстаза неопятидесятники получили неофициальное название «трясуны».

Прикрываясь христианским учением, секты предпочитают скрывать свою коммерческую направленность. Чтобы удержать паству, они не брезгуют никакими методами, говорится в материале РЕН ТВ. Из одной зависимости люди попадают в другую. Мужчин и женщин каждое утро гонят работать. Служба клининга приносит духовному лидеру сотни тысяч рублей.

«Неопятидесятники в своем богословии ориентируются на харизматическое движение, которое выступает за использование не только современной музыки, но и других элементов массовой культуры в богослужении, чтобы придать богослужению больше привлекательности в глазах молодежи. Использование даров духа, а именно исцелений, пророчеств, выражение бурных эмоций на богослужении и является основным принципом новых пятидесятников и неопятидесятников», — отметила в беседе с «Ямал-Медиа» профессор РЭУ им. Г. В. Плеханова, религиовед Наталия Фоминых.

Она отметила, что представители этого движения выводят какие-то формы заклинаний. Очень многие теологи признают это не молитвами, а именно заклинаниями, с помощью которых, по мнению неопятидесятников, они могут получить от Бога все, что пожелают. В наставлениях приводятся целые алгоритмы действий. Так, человек определяет свои потребности и озвучивает просьбу, обращаясь к Богу.

Такое использование элементов культуры по всем направлениям противоречит учению Иисуса Христа, который учил отказаться от земных благ во имя Святого духа, говорит Наталия Фоминых.

Неопятидесятники стараются воздействовать психологически на аудиторию. В ход идет внушение, убеждение, подражание, когда люди хором произносят молитвы, либо заклинания. Каждый из участников вовлечен.

«В психологии существует понятие — чем точнее, чем ярче ты нарисуешь результат своего желания, тем тебе будет легче его достичь. Представители этой секты используют также и этот психологический прием, отсылая к отцам психологии, к ученым. Поскольку в психологии, так же, как и у них, необходимо назвать и конкретную сумму, и показать дом, какой ты хочешь, и машину, и так далее. Таким образом, отсутствует принуждение, à есть своеобразное подталкивание, побуждение для того, чтобы человек стремился уверовать в эти постулаты».

Наталия Фоминых

профессор РЭУ им. Г. В. Плеханова, религиовед

Кроме того, сектанты используют эффект плацебо. Они внушают людям, что как только они стали просить, появились первые достижения. Действительно бывают какие-то продвижения, когда человек верит в свои силы, но последствия вовлечения в движение неопятидесятников — это психологические срывы, психические расстройства. Зачастую это случается, когда невозможно достичь конкретной суммы без усилий — только «при помощи заклинания». Тогда человек впадает в депрессию, бывает, что требуется и серьезное медикаментозное лечение.

Сегодня вопросом закрытия и ликвидации церквей пятидесятников занимаются общественные организации. По оценкам экспертов, в России у движения неопятидесятников уже не менее 200 тысяч последователей. В ноябре 2013 года петербургский суд вынес решение о ликвидации одной из церквей. Есть прецеденты, когда в нескольких регионах страны суды также выносили аналогичные вердикты в отношении пятидесятников. В Санкт-Петербурге пятидесятники действуют с 1996 года, началась эта церковь с трех человек, а сейчас она разрослась до ветви дочерних церквей.

Почему движение неопятидесятников считают сектой

Секты обладают несколькими признаками: авторитарность, беспрекословная вера, подчинение лидеру, нетерпимость к представителям других конфессий. Все эти признаки присутствуют у пятидесятников**, пояснила Наталия Фоминых. Чтобы уберечь близких людей от сект, необходимо иметь теплые доверительные отношения. Важны внимание, забота, чуткость.

«Если вы заметили, что ваш близкий человек начал неадекватно или агрессивно реагировать на повседневные, привычные вещи, то стоит задуматься. Это может быть продиктовано каким-то духовным наставником. Человек может начать проявлять подчеркнутое безразличие к тому, чем раньше он сильно интересовался, стать более замкнутым, скрытым, скупым на эмоции или наоборот проявлять эмоциональность. Как раз эмоциональность и экзальтированность говорят о приверженности к секте пятидесятников. Человек готов на различные жертвы ради своего нового дела и процветания. Это первый этап, когда еще есть возможность его оттуда изъять без последствий. Для этого можно попробовать поговорить с ним».

Наталия Фоминых

профессор РЭУ им. Г. В. Плеханова, религиовед

Кроме того, наша собеседник советует обратить внимание на диетические предпочтения человека, поскольку у него в питании могут произойти изменения. То же самое и с одеждой. Это явные признаки того, что человек попал в секту. Если самостоятельно не удастся его убедить, тогда можно привлечь авторитетных и значимых для него людей. Есть общественные организации, которые этим занимаются, специализированные службы. Им нужно сообщить все известные сведения о человеке, которого собираетесь вытаскивать из секты.

Самые опасные религиозные организации

  • Организация «Нурджулар»*. «Штаб-квартира» организации находится в Турции, а её адепты продвигают идеи превосходства тюрков и необходимости объединения всего исламского мира под руководством Анкары, пишет LIFE.
  • Файзрахманисты*. Небольшая и довольно скрытная исламская община. Она объявила о создании Исламского государства на семи сотках окраины Казани в поселке Торфяной.
  • «Ашрам Шамбалы»*. Ее члены ели один рис, жили по 18 человек в комнате и спали по графику. Основателем стал Константин Руднев, называющий себя алтайским шаманом Богомудром. В организацию заманивали обещаниями открыть суперспособности и привести к великим знаниям Востока.
  • «Свидетели Иеговы»*. Люди, одетые в черное и ждущие конца света, в 1990-х годах и в нулевых были в каждом городе. Они обходили дома, предлагая специфические буклеты, и настойчиво приглашали сходить на собрания. Штаб-квартира секты находилась в Нью-Йорке.
  • Неоязычники. По некоторым данным, штаб-квартира неоязычников находится в Нью-Йорке. Эти люди носят льняные рубахи, плетут веночки и прыгают через костер. Однако все сводится к проповеди о превосходстве славян над другими народами, убийствам священников и даже к жертвоприношениям.

Самые важные и оперативные новости — в телеграм-канале «Ямал-Медиа».

* Организация признана экстремистской и/или террористической, ее деятельность запрещена на территории РФ


Загрузка...