Огонь, плодородие и майское дерево: как кельты отмечали Белтейн
Белтейн: этимология огня и смерти-возрождения
Название праздника «Белтейн» (Beltane) имеет кельтские корни. Лингвисты разделяют его на две части: bel — «яркий, светлый» и teine — «огонь». Получается что-то вроде «яркий огонь» или даже «огненный огонь», что звучит как тавтология, но отражает особую значимость стихии пламени для этого праздника. Некоторые ученые связывают первый корень с именем кельтского бога Белена (или Беленоса), покровителя света и Солнца.
Альтернативная версия связывает название с древним гаэльским словом beltu («смерть»), от которого в современном языке сохранилась только форма at-bai l («умирает»). Такое объяснение согласуется с кельтским делением года на темную и светлую половины. Белтейн одновременно символизировал рождение «большого солнца» (начало светлой части года) и смерть «малого солнца» (конец темной части). Примечательно, что Беленос в кельтской мифологии выступал не только как солнечное божество, но и как бог смерти, пишет портал «Мир фантастики».
Кельтский календарь: на полпути от весны к лету
Белтейн — один из четырех главных сезонных праздников древних кельтов наряду с Самайном (1 ноября), Имболком (1 февраля) и Лугнасадом (1 августа). Он отмечался 1 мая и символизировал начало летнего сезона: зима окончательно отступала, а природа расцветала во всей красе.
С астрономической точки зрения Белтейн приходится на середину между весенним равноденствием и летним солнцестоянием. Кельты, как и многие древние народы, придавали особое значение таким переходным периодам, считая, что в это время границы между мирами истончаются, а магия становится особенно сильной. Неслучайно Белтейн — «близнец-антагонист» Самайна, который отмечался ровно через полгода и тоже считался временем, когда потусторонний мир приближается к миру людей.
Мифология Белтейна
Белтейн в мифологии отмечен двойственностью судьбоносных событий. Например, именно в этот день на ирландскую землю прибывали новые народы. Они несли новую культуру и вытесняли прежних обитателей. Однако праздник не всегда гарантировал победу нового: например, целый род вождя Партолона (искаженное имя Варфоломей) вымер от чумы как раз накануне праздника.
Белтейн ассоциировался и с другими трагедиями: «в ночь под первое мая» погибла богиня плодородия Рианнон, при легендарном короле Ллудде «вечером на первое мая» дрались два дракона. Томас Мэлори в «Смерти Артура» упоминал, что в этот день сэр Мелигранс похитил королеву Гвиневру, а в балладах шериф Ноттингемский пленял Робин Гуда именно на майском турнире лучников.
Ритуалы Белтейна: огненные практики для хорошего урожая
После долгой зимы кельты тушили все домашние очаги, а затем зажигали один или несколько ритуальных костров, обычно на вершине холма. У костров было свое название — need-fire («необходимый огонь»). Важно, что огонь был «живым» — его разжигали друиды или старейшины только трением дерева о дерево, без использования уже существующего огня: это символизировало обновление и очищение. Во время розжига произносили молитвы солнцу и природным силам с просьбами о защите от бедствий.
Между кострами («между двух огней») сначала прогоняли скот — считалось, что это защитит животных от болезней и обеспечит плодовитость стада. Следом проходили семейные пары с детьми, а после — прыгала через огонь молодежь. Всё это, по поверьям, гарантировало здоровье, плодородие и удачный брак. Но у ритуала был и практический смысл: проходя через дым, и люди, и животные избавлялись от паразитов, что действительно снижало риск заболеваний.
После ритуального очищения огнем каждая семья брала угли от общего костра и разжигала свой домашний очаг, символически связывая дом с общиной и новым сезоном. Огонь Белтейна должен был гореть до следующего большого праздника.
В отличие от щедрого Самайна, Белтейн требовал строгой экономии — нельзя было делиться водой, мукой, углем или молоком, поскольку считалось, что вместе с этими дарами из дома уходят благополучие и достаток. Запятнавшим себя — должникам и преступникам — запрещалось разжигать очаг от священного костра.
Символы плодородия: майское дерево и майская королева
Белтейн был связан не только с огнем, но и с плодородием. Центральный символ — майское дерево (Maypole). Обычно это был очищенный от коры высокий ствол березы или другого дерева, украшенный лентами, цветами и зелеными ветвями. Вокруг майского дерева устраивали танцы, во время которых участники, держа в руках ленты, прикрепленные к верхушке шеста, сплетали их в узоры, двигаясь по часовой стрелке и против нее. Пляски вокруг шеста имитировали соединение мужского и женского начал, необходимое для будущего урожая.
На празднике выбирали майскую королеву— обычно самую красивую местную девушку, она символизировала плодородие и расцвет природы. В дар ей преподносили венок из цветов, луговых трав, молодой листвы. В некоторых местностях выбирали также майского короля или «зеленого человека» (Джека-в-зеленом) — видного юношу, для которого также плели богатый венок. Изначально эти ритуальные венценосные особы могли вступать в символический или даже реальный брак на время праздника.
Белтейн и христианство: как приручали языческий праздник
С приходом христианства древние языческие ритуалы оказались под запретом. Однако искоренить народные традиции оказалось непросто. Церковь применила уже опробованную стратегию, как это было с Хэллоуином: попыталась переосмыслить праздник в христианском ключе. Так, в некоторых регионах первое мая стало днем святой Вальбурги (Вальпургии), а огни Белтейна превратились в костры, посвященные этой праведнице.
Но несмотря на усилия церкви, многие языческие элементы праздника сохранились в народной культуре под видом простонародных развлечений. Например, майское дерево превратилось в аттракцион для сельских гуляний, а ритуальные пляски— в народные танцы. В средневековой Европе Белтейн трансформировался просто в Майский день — праздник встречи лета с песнями, танцами и выбором майской королевы.
Настоящее возрождение Белтейна началось в конце XIX века с ростом интереса к национальному фольклору и древним традициям. Этнографы и фольклористы начали собирать сведения о древних кельтских праздниках, а романтически настроенные интеллектуалы — возрождать их в той форме, в какой они ее себе представляли.
Активное включение Белтейна в календарь неоязыческих праздников произошло во многом благодаря работам антрополога Джеймса Фрэзера, особенно его знаменитой «Золотой ветви», где описывались древние ритуалы плодородия. «1 мая в некоторых областях Германии крестьяне устанавливали майские деревья или майские кусты у дверей коровников и конюшен, по одному на каждую корову и лошадь; считалось, что от этого у коров будет больше молока. Об ирландских крестьянах известно, что «они воображают, что если на майский праздник привязать к дому зеленую ветвь, то этим летом молоко польется в изобилии», — писал он.
В XX веке неоязычники, черпавшие вдохновение в доисторических культах плодородия, вернули Белтейну статус религиозного праздника, хотя и неофициального.
Как празднуют Белтейн в наши дни
Для европейских неоязычников это один из важнейших религиозных праздников, наполненный символическим смыслом. В их версии Белтейн — это праздник союза бога и богини, женского и мужского начал природы. Ритуалы по обыкновению включают разжигания священного огня и танцы.
В некоторых городах Шотландии и Ирландии проводят публичные празднования Белтейна в форме фольклорных фестивалей. Самый известный — Фестиваль огня «Белтейн» в Эдинбурге (Beltane Fire Festival), его организуют с 1980-х. Тысячи людей собираются на холме Колтон-Хилл, чтобы увидеть театрализованное представление по мотивам кельтской мифологии с фаер-эффектами. Танцоры, музыканты и артисты представляют ритуал перехода от зимы к лету, включая символическое убийство Зимнего Короля и коронацию майских короля и королевы.
В других регионах древний праздник стал поводом для проведения весенних экологических фестивалей, которые подчеркивают связь человека с природными циклами и важность бережного отношения к окружающей среде. Разжигание костров дополняют посадкой деревьев, а ритуальные танцы — семинарами о здоровом образе жизни.
Ранее мы рассказали, как до и после революции отмечали маёвки в России.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».