http://Top.Mail.Ru
Иван Бунин: биография, личная жизнь, темы творчества писателя | Ямал-Медиа
21 октября 2025, 11:35 (обновлено: 21 октября 2025, 12:07)

«Окаянные дни» в России и жизнь во Франции нобелевского лауреата и певца любви Ивана Бунина

155 лет со дня рождения классика русской литературы Ивана Бунина

Иван Бунин, чье 155-летие мы отмечаем в этом месяце, — гордость русской литературы, ее последний дореволюционный классик и первый ее отечественный нобелевский лауреат.

Писатель и поэт с такой глубиной и лиризмом писал о природе, жизни русских деревень и дворянских усадеб, а главное — виртуозно передавал все оттенки любви трагичной и всепоглощающей, что обрел статус гения еще при жизни.

Да и сама биография автора насыщена ярчайшими историческими событиями, скитаниями, потерями и любовными страстями.

«Ямал-Медиа» рассказывает о вершинах творчества русского классика и о его непростой личной жизни.

Детство и юность Бунина

Будущий гений русской литературы Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже 22 октября 1870 года. Его отец, разорившийся помещик Алексей Николаевич Бунин, происходил из дворянского рода, известного своими выдающимися представителями, включая знаменитого поэта и старшего друга Пушкина Василия Жуковского.

Причиной финансового краха Бунина-старшего стали азартные игры, пристрастие к алкоголю и полная непрактичность. Несмотря на это, отец писателя был щедрым и одаренным человеком, очень любил читать, что передалось и его детям.

Мать классика русской литературы, Людмила Александровна Чубарова, по семейной легенде происходила из княжеского рода. В отличие от своего импульсивного мужа, она отличалась мягким, поэтическим и уступчивым характером. Из девяти рожденных ею детей выжили четверо — Юлий, Женя, Мария и Иван. Когда Ивану исполнилось четыре года, семья из-за финансовых трудностей вернулась в родовое имение Бутырки в Орловской губернии.

Ваня как любимец матери унаследовал ее тонкую и восприимчивую натуру. Он рано научился читать, отличался богатым воображением и любознательностью, а свои первые стихи написал в возрасте семи лет.

Дом в Воронеже, где родился писатель. Фото: Kirill Skorobogatko/Shutterstock/Fotodom
Дом в Воронеже, где родился писатель. Фото: Kirill Skorobogatko/Shutterstock/Fotodom

Пять лет он проучился в Елецкой гимназии, но так и не получил аттестат. Тоска по дому негативно сказалась на его успеваемости, и он был вынужден вернуться к семье. Гимназическую программу он освоил под руководством старшего брата Юлия, выпускника университета, в имении Буниных Озёрки. Туда под надзор полиции отправили после тюрьмы Юлия, участвовавшего в революционно-демократическом движении.

Первые литературные труды

Хотя молодой автор с детства писал стихи, его юношеские попытки их напечатать успеха не приносили. Редакции отвергли и первый роман «Увлечение», написанный им в 15 лет. И только в 1887 году Бунин прочно вступил на литературную стезю — в феврале в журнале «Родина» опубликовали стихотворение, посвященное памяти его кумира — поэта Семена Надсона, а в мае было напечатано и его произведение «Деревенский нищий». День публикации молодой поэт тогда запомнил как счастливейший в его жизни.

Талант Бунина заприметили в «Орловском вестнике» и предложили работу в качестве помощника редактора. Но прежде чем приступить к работе в газете, он посетил Харьков, где устроился в земское учреждение с помощью брата Юлия, поработал в нем, а затем побывал в Крыму. После нескольких месяцев, прошедших со дня предложения о работе, Бунин в 1889 году, оставив поместье, все же приступил к трудовым будням в орловском издании.

В период работы в «Орловском вестнике» Бунин выпустил свой первый сборник стихов, озаглавленный просто «Стихотворения». Его работы печатались в таких изданиях, как «Наблюдатель», «Нива» и «Вестник Европы», получив положительные отзывы от известных писателей, в частности от Чехова, который позже станет для Бунина близким другом.

В 1892 году писатель переехал в Полтаву, где благодаря содействию Юлия устроился в статистическое отделение губернского органа самоуправления. Он проводил много времени в общении с народниками, посещал толстовские коммуны, а в 1894 году познакомился с самим Львом Толстым, чьи идеи нашли отражение в его рассказе «На даче».

Фото: spatuletail/Shutterstock/Fotodom
Фото: spatuletail/Shutterstock/Fotodom

Первые награды Бунина

Поэт и писатель переехал в Санкт-Петербург и тут же стал частью литературного бомонда сначала в городе на Неве, а затем и в Москве. Он подружился с Александром Куприным, Валерием Брюсовым, Константином Бальмонтом, с Антоном Чеховым и Николаем Телешовым. В его окружение входило множество деятелей искусства — живописцев и композиторов, в том числе Сергей Рахманинов.

С ранних лет Бунина отличала обостренная чувственность и чуткость к звукам и оттенкам, к цвету и настроению, что нашло отражение в уникальности его произведений, их яркой образности.

В 1896 году был опубликован его перевод «Песни о Гайавате» Генри Лонгфелло, который до сих пор считается эталонным. Позднее он переводил произведения Саади, Тараса Шевченко, Франческо Петрарки и Адама Мицкевича. В 1900 году вышли в свет «Эпитафия» и знаменитые «Антоновские яблоки», которые принесли ему заслуженную литературную славу.

Писатель дважды удостоился престижной Пушкинской премии Академии наук. В 1903 году победу ему принес поэтический сборник «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате», а в 1909 году писатель вновь получил эту высокую награду за 3-й и 4-й тома Собрания сочинений в пяти томах, разделив ее с давним своим товарищем Александром Куприным. Тогда же Бунин стал почетным академиком по разряду изящной словесности в Санкт-Петербургской Академии наук.

Русские «окаянные дни»

Первая русская революция и война 1905 года серьезно отразились на творческом курсе писателя: на смену романтической грусти по уходящей дворянской эпохе в его произведениях пришло изображение драматической судьбы страны. Бунин, оставаясь верным своим принципам и традициям классической литературы, избегал модных течений — авангарда и модернизма, продолжая писать в реалистичной манере, лаконично и поэтично описывая природу и раскрывая с психологической точностью всю глубину человеческих характеров и чувств.

К выдающимся произведениям этого периода относятся «Деревня» и «Суходол», где автор шокировал читателей правдивыми и мрачными картинами крестьянской жизни, а также философские рассказы — «Хорошая жизнь», «Господин из Сан-Франциско», «Чаша жизни», «Грамматика любви» и другие.

В 1907 году писатель вместе с женой совершил свою первую заграничную поездку — в Египет. Позже он путешествовал по разным странам (Турция, Цейлон, Румыния, Италия, Сирия, Палестина), за что получил от друзей прозвище «непоседа». Впечатления от этих путешествий нашли отражение в книге «Тень птицы», опубликованной в 1931 году в Париже.

Памятник Бунину в Ельце. Фото: Collection Maykova/Shutterstock/Fotodom
Памятник Бунину в Ельце. Фото: Collection Maykova/Shutterstock/Fotodom

Революцию в России писатель воспринял как начало конца своей страны и как личную трагедию, описывая происходящий красный террор в дневнике, позже изданном под названием «Окаянные дни».

Иван Бунин ненавидел большевиков и то, что они творили с Россией и ее народом. В начале гражданской войны в 1918 году он с женой уехал из Москвы в Одессу, а через два года навсегда покинул Россию, которую очень любил и по которой потом сильно тосковал на чужбине.

О своем отъезде он писал так: «Вдруг я совсем очнулся, вдруг меня озарило: да — так вот оно что — я в Чёрном море, я на чужом пароходе, я зачем-то плыву в Константинополь, России — конец, да и всему, всей моей прежней жизни тоже конец, даже если и случится чудо, и мы не погибнем в этой злой и ледяной пучине!»

Годы в эмиграции и Нобелевская премия

В 1920 году автор переехал во Францию, проводя теплые месяцы в средневековом городке Грассе на юго-востоке страны, а зимы — в Париже. Жизнь «изгнанника», как Иван Алексеевич сам себя называл, не была легкой: нехватка средств, проблемы с жильем, а позже — Вторая мировая война с ее бедами и голодом.

Однако отрыв от родной вотчины и личные переживания, как ни странно, благотворно отразились на его творчестве. В эмиграции Иван Бунин создал десять новых книг, ставших настоящими шедеврами мировой литературы. Среди них следует отметить «Розу Иерихона», сборник стихов и прозы, вдохновленный восточными путешествиями, «Митину любовь» о трагической судьбе молодого человека, погибшего из-за несчастной любви, и «Солнечный удар», повествующий о внезапно вспыхнувшей страсти. Его короткие новеллы, объединенные в сборник «Божье дерево», также стали выдающимися произведениями.

В 1933 году писатель, достигший вершин литературного мастерства, был удостоен Нобелевской премии первым из русских литераторов. Нобелевский комитет отметил своим вниманием его гениальное произведение «Жизнь Арсеньева», где он с большим лиризмом, смелостью и психологической точностью воссоздал прошлое — свое и своей страны.

На адрес автора поступило две тысячи писем от бедствующих эмигрантов, которые просили о помощи новоиспеченного лауреата. Почти 120 000 франков из премии, составлявшей 715 000 франков, Иван Алексеевич раздал нуждающимся. И поскольку ни Бунин, ни его жена Вера не умели отказывать просителям, то деньги разлетелись очень быстро.

Во время Второй мировой войны Бунин жил в Грассе, страдал от отсутствия еды и денег. Он не разделял взгляды части русской эмиграции, готовой приветствовать нацистов, надеясь на уничтожение большевизма, и с радостью откликался на успехи советских войск, всем сердцем болея за покинутую Родину.

В страшные военные годы Бунин несколько дней укрывал в своем доме американского пианиста Александра Либермана и его жену во время массовых арестов евреев. Несколько военных лет на вилле писателя в Грассе находил убежище и литератор Александр Бахрах.

В 1943 году у Бунина вышел сборник рассказов «Темные аллеи», признанный вершиной его малой прозы, посвященный размышлениям, чувствам и любви, исполненной грусти по несбывшемуся счастью.

Фото: Alexandr Serebrynnikov/Shutterstock/Fotodom
Фото: Alexandr Serebrynnikov/Shutterstock/Fotodom

Личная жизнь Бунина: «пятиугольник любви»

Тема любви — неслучайно ведущая в творчестве Бунина. Его собственная личная жизнь была богата на такие любовные перипетии, которые было не придумать даже наделенному столь пылким воображением человеку, как он сам.

Первым юношеским увлечением будущего литератора стала Эмилия, юная гувернантка, работавшая в соседской семье. Несколько глав в романе «Жизнь Арсеньева» посвящены описанию этого первого трепетного чувства. А первой гражданской женой молодого поэта стала Варвара Пащенко, дочь состоятельного доктора, работавшая корректором в «Орловском вестнике». Красавица с хорошим образованием покорила сердце 19-летнего Ивана, но ее отец отказался их благословить, не желая выдавать дочь за бедняка, и пара решила жить без венчания. Позже и сама Варвара поняла, что такая неустроенность в жизни не по ней, и в 1894 году ушла от Бунина, оставив ему на столе записку: «Ваня, прощай. Не поминай лихом». Вскоре она сошлась с другом Бунина Арсением Бибиковым, который стал известным актером немого кино. Иван Алексеевич страдал от разлуки, бесплодно искал свиданий с Варварой и даже был близок к суициду.

Но в 1898 году он нашел утешение в любви гречанки Анны Цакни, дочери владельца одесского издания «Южное обозрение». После венчания их семейная жизнь не сложилась: он хотел творить в Москве, а она предпочла, уже будучи беременной, вернуться в Одессу. В 1900 году родился их сын Коля, который скончался от скарлатины в возрасте пяти лет.

С женой Верой Фото: voronezhliter.ru
С женой Верой Фото: voronezhliter.ru

Затем в жизни Бунина появилась Вера Муромцева, высокообразованная и очень красивая девушка, племянница председателя Госдумы. Они познакомились в Москве в 1906 году. Поскольку Анна Цакни долго не давала согласия на развод, их брак был официально оформлен лишь в 1922 году, однако вместе они провели 46 лет до самой смерти писателя. Вера, называвшая мужа Яном, сильно любила его, была бесконечно предана писателю, прощая ему его увлечения и измены.

Последней страстью поэта и прозаика стала поэтесса Галина Кузнецова. Их бурный роман начался в 1926 году во Франции. Год спустя Галина оставила своего мужа и поселилась в семье Бунина, что вызвало шок среди русских эмигрантов. Жена Вера приняла соперницу с покорностью, объясняя свою жертвенность в дневнике: «Я вдруг поняла, что не имею даже права мешать Яну любить, кого он хочет, раз любовь его имеет источник в Боге. Пусть любит Галину... только бы от этой любви ему было сладостно на душе».

Любопытно, что на вилле Буниных с 1929 года поселился и молодой писатель Леонид Зуров, ставший секретарем писателя, а впоследствии — наследником бунинского архива. Хотя жена Бунина была на 21 год старше 27-летнего мужчины, он со всем пылом юной страсти влюбился в Муромцеву, но взаимности от нее не добился. Вера хранила верность мужу, а к Леониду относилась с материнской заботой.

Отношения в семье стали еще более напряженными, когда в 1933 году Галина Кузнецова ушла к оперной певице Маргарите Степун. Этот поворот событий, по свидетельствам современников, поверг писателя в глубокое отчаяние.

А вот на вопрос, любит ли он жену, писатель отвечал: «Любить Веру? Это все равно, что любить свою руку или ногу». Так он давал понять, что для вдохновения ему требовались другие чувства и страсти. Но брак с Верой Николаевной Муромцевой стал его тихой гаванью и источником поддержки на всю жизнь.

Последние годы жизни Ивана Бунина

После окончания войны Бунин с женой вернулся в квартиру в Париже. Там он получил предложение от посла СССР Богомолова о переезде в Советский Союз. Дело в том, что в 1946 года в Советском Союзе вышел указ «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории Франции», и отношение советского правительства к «изгнанникам» заметно потеплело.

По словам Константина Симонова, писатель очень хотел вернуться в Россию, но его удерживали преклонный возраст, болезни и возникшая за годы эмиграции нежная привязанность к Франции.

В 1947 году у признанного мастера словесности диагностировали болезнь дыхательных путей. Следуя советам медиков, он отправился на юг для прохождения терапии, а по возвращении в Париж в последний раз обратился к своим коллегам-литераторам на вечере в его честь.

Могила писателя на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Фото: VD Image Lab/Shutterstock/Fotodom
Могила писателя на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Фото: VD Image Lab/Shutterstock/Fotodom

В последние годы жизни крайняя бедность вынудила Ивана Бунина обратиться за поддержкой к личному секретарю Андрею Седых (настоящее имя Яков Цвибах). Этот соратник сумел отыскать в Соединенных Штатах мецената, оказавшего русскому таланту финансовую помощь.

Писатель ушел из жизни 8 ноября 1953 года в Париже на 84-м году жизни. Бунина похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Главные произведения Бунина

Тема любви — самая важная в творчестве Бунина. Тут есть широкий спектр любовных переживаний — от нежной влюбленности до трагической страсти, от мимолетного увлечения до всепоглощающей любви-ненависти. Бунин мастерски передает тончайшие нюансы чувств, рисуя психологически достоверные портреты героев во множестве своих произведений.

«Темные аллеи»

В сборник рассказов «Темные аллеи» (1943–1946), написанных Буниным в довоенные и военные годы, вошли такие известные произведения, как «Темные аллеи», «Муза», «Руся», «Поздний час», «Холодная осень», «Барышня Клара», «Железная шерсть» и другие. Книга была воспринята неоднозначно как критиками, так и читающей публикой. Глеб Струве оценил произведения, включенные в сборник, как «выдающиеся рассказы о любовных переживаниях в русской словесности», а некоторые читатели выражали недовольство большим количеством эротических эпизодов.

«Господин из Сан-Франциско»

Рассказ, написанный Буниным в 1915 году, посвящен теме тщетности погони за материальными благами жизни. Все человеческие стремления к роскоши и удовольствиям оказываются нелепыми и бессмысленными перед лицом неизбежной смерти. Это размышление о том, что насладиться плодами своих упорных трудов можно так и не успеть, если не думать о вещах более высоких — об отношениях с близкими, о духовном и вечном.

Критики с восторгом отзывались о бунинском произведении, сравнивая его с шедеврами Толстого и Чехова. А Томас Манн отметил «нравственную мощь» и «экономическую пластичность» рассказа Бунина.

«Окаянные дни»

Книга была создана в виде личного дневника, который Иван Бунин вел в период с 1918 по 1920-е годы, находясь в Москве и Одессе. Автор использует зарисовки повседневной жизни того времени, описывая голод, разруху, очереди и грабежи, рисует характеры новых людей у власти (матросов, солдат и комиссаров) и прибегает к контрасту, сравнивая происходящее с воспоминаниями о России до революции. Это редкий случай произведения, отражающий события революции и Гражданской войны глазами ярого противника большевиков без каких-либо искажений или идеологического давления.

В Советском Союзе книга была под запретом и не издавалась до времен перестройки. Лишь отдельные отрывки из «Окаянных дней» были включены в шестой том собрания сочинений Бунина, который был издан в СССР в 1988 году.

«Жизнь Арсеньева»

Замысел романа Ивана Бунина «Жизнь Арсеньева», удостоенного Нобелевской премии по литературе в 1933 году, зрел в сердце писателя долгие годы, складываясь из осколков личных воспоминаний, размышлений о судьбе России и русской интеллигенции. «Жизнь Арсеньева» — это не просто автобиография, а скорее сплав личного опыта с художественным вымыслом. Это роман о взрослении, о формировании личности, о поисках смысла жизни и места в мире.

Критики единодушно отмечали новаторский характер романа. Вячеслав Иванов, один из самых глубоких и проницательных рецензентов, увидел в «Жизни Арсеньева» синтез реализма и лиризма. Георгий Адамович подчеркивал филигранную работу Бунина со словом, его умение создавать зримые образы и передавать тончайшие оттенки чувств. Многие отмечали автобиографичность романа, но при этом подчеркивали, что это не просто мемуары, а произведение искусства, поднимающее общечеловеческие вопросы.

Фото: KieferPix/Shutterstock/Fotodom
Фото: KieferPix/Shutterstock/Fotodom

Лучшие цитаты Бунина

  • «Если человек не потерял способности ждать счастья — он счастлив. Это и есть счастье».
  • «Всякая любовь — счастье, даже если она не разделена».
  • «Кто женится по любви, тот имеет хорошие ночи и скверные дни».
  • «Чем неосуществимее мечта, тем пленительнее, чем пленительнее, тем неосуществимее».
  • «Есть женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и которые от этого самого никогда и никого не любят».
  • «Неужели неизвестно, что есть странное свойство всякой сильной и вообще не совсем обычной любви даже как бы избегать брака?»
  • «Чужая душа — потемки». — Нет, своя гораздо темней».
  • «Больше всех рискует тот, кто никогда не рискует».
  • «Тщеславие выбирает, истинная любовь не выбирает».
  • «Все проходит, да не все забывается».
  • «Любовь вносит идеальное отношение и свет в будничную прозу жизни, расшевеливает благородные инстинкты души и не дает загрубеть в узком материализме и грубо-животном эгоизме».
  • «Женщины никогда не бывают так сильны, как когда они вооружаются слабостью».
  • «Когда кого-то любишь, никакими силами никто не заставит тебя верить, что тебя может не любить тот, кого любишь ты».
  • «Какая радость — существовать! Только видеть, хотя бы видеть лишь один этот дым и этот свет».
  • «Из году в год, изо дня в день, втайне ждешь только одного — счастливой любовной встречи, живешь, в сущности, только надеждой на эту встречу».

Ранее мы писали о творчестве и судьбе старшего из знаменитых братьев Стругацких — фантасте Аркадии Стругацком.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...