«Она принадлежит другому измерению». Жизненный путь балерины Галины Улановой
Биография Галины Улановой
Детские годы
Родившейся в семье артистов балета девочке было предопределено выступать на сцене. Притом что сама она любила ходить на рыбалку и мечтала о морских путешествиях.
Галина Уланова родилась 8 января 1910 года в Петербурге. Ее родители в молодости были артистами балета, позже отец Сергей Уланов стал режиссером, а мать Мария Романова — преподавателем. Их дочь видела, насколько тяжела балетная профессия, и не горела желанием танцевать.
«У меня сложилось отчетливое представление, что мама никогда не отдыхает и никогда не спит. Наверное, это было довольно близко к истине. И я, слыша разговоры о том, что и мне предстоит учиться и стать балериной, с ужасом и отчаянием думала: неужели и мне придется так много работать и никогда не спать?» — вспоминала Галина Уланова.
Девочке больше нравилось бегать с мальчишками во дворе и лазать по деревьям. С отцом они ходили в походы, плавали на байдарке. Но в девятилетнем возрасте Галину отдали в хореографическое училище. Туда она поступила с первой попытки.
Хореографическое училище
Сегодня Петроградское театральное училище называется Академией русского балета им. А.Я. Вагановой. Там и постигала балетное искусство Галина. Сначала ее учила мама, затем — балерина Агриппина Ваганова, стоявшая у истоков русского классического балета.
В первые годы обучения Уланова не выделялась особыми успехами среди других воспитанниц. Кроме того, ей больших усилий стоило преодолевать застенчивость во время выступлений. Она не могла ни смотреть на зрителей, ни тем более улыбаться. Позже балерина рассказывала, что старалась представить, будто она одна на сцене. Только так удавалось бороться со своими страхами.
Только в последние годы учебы Галины ее педагоги поняли, что перед ними будущая звезда балета.
Балерина Галина Уланова
Композитор Сергей Прокофьев говорил об Улановой: «Она гений русского балета, его неуловимая душа, его вдохновенная поэзия». Писатель Алексей Толстой называл балерину «обыкновенной богиней».
Режиссер Сергей Эйзенштейн говорил, что Галина Уланова несравнима с другими артистами: «По признаку самого сокровенного. По природе тайны… Она принадлежит другому измерению».
О своем дебютном выступлении в роли Флорины из «Спящей красавицы» Галина Уланова рассказывала: «Я вышла на сцену ни жива ни мертва. Бархат ярусов, огни прожекторов, кулисы — весь мир бешено крутился и опрокидывался…» Тогда она была 18-летней выпускницей училища, только что принятой в Ленинградский театр оперы и балета.
Спустя год балерина получила ведущую роль Одетты в «Лебедином озере». Видевший ее выступление критик И. Юзовский написал: «Среди строгих, размеренных белоснежно холодных форм классического балета затеплилось дыхание. Его принесла Уланова».
Девушка, постепенно избавляясь от застенчивости, начинала чувствовать своих героинь. Одним из самых любимых стал образ Жизели. Партию предложили Галине неожиданно, поскольку одна из балерин заболела. Уланова сначала не могла понять своей роли и, находясь на грани отчаяния, уехала в Царское село. Здесь, сидя в уединении на скамейке, она собралась с мыслями и поняла, как будет танцевать.
Когда наступила война, Уланова выступала в госпиталях и театрах разных городов. В 1944 году она переехала в Москву, стала выступать в Большом театре. «У меня появилась настоятельная внутренняя потребность — вдвойне отработать за войну, за жертвы, принесенные народом», — рассказывала балерина о том периоде.
Одной из партий в Большом театре стала роль Золушки. «Как удалось Вам извлечь пластическую и душевную непрерывность из отрывистого, условного и распадающегося на кусочки искусства балета?», — написал Улановой поэт Борис Пастернак после того, как побывал на балете «Золушка».
Довелось Галине выступать и за рубежом. В 1956 году она вместе с другими артистами Большого театра поехала на гастроли в Лондон. Английской публике посчастливилось увидеть Жизель и Джульетту в исполнении русской балерины. Пришла посмотреть балет и королева Елизавета. После выступления Галины Улановой аплодисменты не смолкали полчаса. Стоит учесть, что балерине на тот момент было 46 лет.
Великая балерина оставила сцену только в 1960 году. После этого стала работать репетитором в Большом театре. Более тридцати лет передавала свой опыт юным артистам.
Личная жизнь Галины Улановой
С юных лет Галина знала, что дети и сцена несовместимы. Об этом ей говорили родители, настраивая дочь на серьезную работу. И Уланова посвятила себя балету.
Балерина признавалась, что проходила почти всю свою жизнь в «шорах»: «Чтобы ничто не мешало работать, думать о своей профессии. Самое комфортное для меня состояние — одиночество». Дома она только ночевала, а утром возвращалась в балетный зал.
Галина не считала себя красавицей, однако многие мужчины были от нее без ума. Режиссер Юрий Завадский ради нее ушел от актрисы Веры Марецкой. Он стал единственным официальным мужем Улановой.
«Мы долгое время прожили с Завадским, но жили мы, будучи в браке, порознь — он в квартире у мамы, а я здесь, на Котельнической. И это не потому, что нам было неинтересно друг с другом, наоборот — два творческих человека только так, на мой взгляд, и могут существовать», — рассказывала балерина в одном из интервью.
Были и гражданские браки. Режиссер Иван Берсенев оставил жену, актрису Софью Гиацинтову, и последние два года жизни провел с Улановой. Ушел из семьи ради Галины и театральный художник Вадим Рындин. Тогда балерине было уже за сорок. Но крепких отношений так ни с кем не получилось построить.
«Все мои мужья были люди творческие, талантливые, очень интересные. Они многое мне дали, многому научили. Я их с признательностью вспоминаю», — рассказывала Уланова.
Последние годы балерины
У Галины Улановой в последние годы жизни появилась «приемная дочь», именно так она представляла иногда журналистку «Комсомольской правды» Татьяну Агафонову. Женщина помогала балерине по дому, а после переселилась к ней.
Татьяна ушла из жизни на четыре года раньше, чем ее старшая подруга. Балерина умерла 21 марта 1998 года от последствий двух инсультов. Галине Улановой было 88 лет.
Ранее Николай Цискаридзе раскритиковал постановку балета «Щелкунчик» в Большом театре.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».