Онлайн-ритейлеров хотят обязать принимать наличные: как это отразится на прибыли маркетплейсов
«Известия»: Онлайн-магазины могут обязать принимать наличные
Неточный закон
В ОПИ рассказали, что им поступают жалобы россиян на то, что онлайн-ритейлеры отказывают им в оплате товаров наличными. В организации считают, что в этом виновато действующее регулирование — именно оно позволяет бизнесу принимать только безналичную оплату, сообщили «Известия».
Хотя с 1 сентября вступили в силу поправки в статью 16 закона «О защите прав потребителей», по которым запрещается ограничивать покупателей в праве выбора формы оплаты. Таким образом люди могут сами решать, как им рассчитываться с магазином — наличными или картой.
Однако есть еще один нюанс в статье 16.1. Там говорится, что продавец обязан принимать «живые» деньги и безналичную оплату только в случае, если компания решила использовать наличные в работе. Получается, что в противном случае «живые» средства можно не принимать. Это расхождение и стало причиной споров, отметил глава ОПИ Олег Павлов.
Общественники задумались, законны ли действия крупных маркетплейсов AliExpress, Wildberries и Ozon, которые продолжают принимать исключительно безналичную оплату и отказываются доставлять товары без предоплаты онлайн.
В Роспотребнадзор жалоба на агрегаторы и продавцов пока не поступала. В ведомстве сказали, что действующие нормы нужно толковать буквально. То есть компании, которые используют только безнал, могут не предоставлять клиентам выбор в способе оплаты. Однако в Роспотребнадзоре сказали, что все равно рассмотрят инициативу ОПИ.
А сами онлайн-ритейлеры уверены, что они не нарушают права потребителей. Так, в пресс-службе Ozon заявили, что маркетплейсы, не обязаны использовать наличные в качестве способа оплаты и это остается лишь опцией на выбор владельца агрегатора.
На чьей стороне закон
Признаки дискриминации со стороны маркетплейсов есть, поскольку закон говорит, что форма оплаты может быть любой, отметил в разговоре с «Ямал-Медиа» исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. Однако онлайн-магазины выбирают для работы безналичную оплату для того, чтобы избежать конфликтов с покупателями, а не для их дискриминации, подчеркнул специалист.
«Это предотвращение некоторых форм незаконного поведения покупателя или курьера. Например, может сложиться ситуация, когда человек заплатил курьеру за товар наличными, а он их не передал компании. Или товар вовсе не доехал до клиента, а курьер, наоборот, скажет, что ему не заплатили. В проблемах придется разбираться магазинам», — объяснил он.
Осуждать маркетплейсы за это неправильно, считает эксперт. По его словам, безналичная оплата имеет более прозрачную схему расчетов даже с точки зрения контроля курьеров. Однако, с другой стороны, отказ принимать наличные по законодательству может рассматриваться, как некоторое ущемление прав покупателя.
Дмитрий Востриков отметил, что если на сайте онлайн-магазина сразу видно, что оплата наличкой не принимается, тогда состава нарушения покупателя нет, поскольку клиентов об этом предупредили заранее.
«Если это предупреждение написано не мелким шрифтом и его сразу видно на сайте то, наверное, здесь гораздо сложнее сказать, что покупатель ущемлен в правах. Если этой надписи нет, а человек сделал заказ, а потом не смог рассчитаться наличными, то здесь судебная практика будет складываться по-другому», — объяснил он.
Одно из другого
Если же нововведение примут и онлайн-магазины будут вынуждены принимать и наличные, тогда ряду маркетплейсов, которые не работают с наличкой, придется отстаивать уже свои права в суде, считает Востриков.
«В таких ситуациях единственный выход — разбирательство через судебную инстанцию. И каждая сторона уже будет доказывать свою правоту, а дальше, как сложится судебная практика и как ее проанализирует верховный суд, который стремится к единообразию правоприменения», — добавил он.
По его мнению, решая одну проблему, можно породить вторую — онлайн-магазинам будет не избежать сложностей в системе оплаты наличными через курьеров.
«Маркетплейсы в случае со сложностями будут долго выяснять, кто виноват покупатель, либо курьер. А текучка курьеров довольно высокая, и покупатели у нас в стране абсолютно разные. Если товары копеечные, могут закрыть глаза, а если это какой-то дорогостоящий товар, то это будет существенным нанесением убытков маркетплейсам», — заключил эксперт.
Самые актуальные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».