http://Top.Mail.Ru
Писатель Хулио Кортасар: биография, книги, стихи | Ямал-Медиа
25 августа 2024, 17:11 (обновлено: 26 августа 2024, 05:50)

Писатель Хулио Кортасар: магическая игра на грани миров

26 августа исполняется 110 лет со дня рождения писателя Хулио Кортасара.

Кортасар — яркий представитель латиноамериканского магического реализма, который оказал столь же магическое влияние на всю мировую литературу. Произведения аргентинского писателя продолжают очаровывать читателей сюрреалистичностью и эффектом вовлеченности в игру, в которой нет проигравших.

Биография Хулио Кортасара

Будущий писатель Хулио Флоренсио Кортасар родился в Брюсселе 26 августа 1914 года. Его отец в то время работал в аргентинском торговом представительстве в Бельгии. До 1918 года семья оставалась в Европе, а после вернулась в Буэнос-Айрес.

Мемориальная доска перед домом в Брюсселе, где родился Хулио Кортасар
Мемориальная доска перед домом в Брюсселе, где родился Хулио Кортасар

Вскоре после приезда в Аргентину отец ушел из семьи, и Кортасар жил с мамой, сестрой, тетей и бабушкой. С юных лет он любил читать и сочинять собственные произведения, поэтому неудивительно, что после школы он поступил на литературно-философский факультет. Однако денег на учебу не хватало, и через семестр Кортасар бросил университет. После семь лет проработал учителем в сельской школе, а после преподавал в университете.

Поначалу Кортасар в большей степени увлекался поэзией — в 1938 году вышел в свет дебютный сборник его сонетов «Присутствие». С начала 1940-х он все чаще обращался к прозе. В 1946 году был опубликован первый рассказ писателя «Захваченный дом». Он появился на страницах «Анналов Буэнос-Айреса». Позже издатель журнала и один из основоположников магического реализма Хорхе Луис Борхес признавался: «Я горжусь, что был первым, кто опубликовал его произведения».

Борхес в 1975 году. Фото: Roberto Pera/wikimedia.org
Борхес в 1975 году. Фото: Roberto Pera/wikimedia.org

В 1951 году Хулио Кортасар переехал в Париж. Там он устроился переводчиком при ЮНЕСКО, много путешествовал. В Европе он оставался до конца жизни.

Книги Кортасара

Кортасар считал себя последователем Хорхе Луиса Борхеса и поначалу даже пытался ему подражать. Впрочем, довольно быстро он нашел собственный стиль. Писатель делал акцент на ощущениях и нравственном выборе своих героев, столкнувшихся с фантастическими силами. О вечных ценностях и социальных проблемах он рассказывал в интригующей форме, используя метафоры и смешивая стили.

«Конец игры» (1956)

В рассказах этого сборника стираются границы между реальностью и фантазией. Каждая новелла погружает читателя в особый мир, полный тайн и скрытых смыслов.

Иллюстрация: нейросеть Midjorney 7
Иллюстрация: нейросеть Midjorney 7

«Преследователь» (1959)

В новелле вниманию читателя представлен музыкальный критик Бруно, который составляет биографию гениального саксофониста Джонни на основе его рассказов. Постепенно автор материала становится преследователем таланта музыканта. Причиной становится конфликт между посредственностью Бруно и гением Джонни.

«Счастливчики» (1960)

По сюжету, трое «счастливчиков» выигрывают в лотерею билеты на пароход. Они отправляются в путешествие на три месяца, и каждый берет с собой троих друзей. Вот только на борту странного судна пассажиры оказываются окружены загадками, а главное — никто из них не знает, куда плывет.

«Игра в классики» (1963)

Самое известное произведение Кортасара необычно по своей структуре. В нем заключено сразу несколько книг, которые можно читать разными способами. Первый из них — обычный, последовательный. Вторая техника предполагает чтение «зигзагом», подобно игре в классики. Сюжет будет развиваться в зависимости от выбранной схемы, финалы — множественные.

Иллюстрация: нейросеть Midjorney 7
Иллюстрация: нейросеть Midjorney 7

«Другое небо» (1966)

В рассказе из сборника «Все огни — огонь» автор бесцеремонно играет с пространством. Читатель не сразу понимает, где находится главный герой — в Париже или в Буэнос-Айресе. Только один из миров оказывается настоящим, второй — всего лишь фантазия, которая однажды может стать реальностью.

«62. модель для сборки» (1968)

Само название произведения отсылает к 62-й главе «Игры в классики». Здесь вновь затрагивается тема перехода в некий новый мир. Сам автор называл свой экспериментальный роман самым трудным и мучительным, «уродливым, но любимым ребенком». Книга представляет собой мозаику переплетающихся историй, создающих многослойную картину.

«Книга Мануэля» (1973)

Писатель затрагивает в романе политические темы. Главные герои — революционно настроенные молодые люди, планирующие похищение человека. Параллельно разворачивается другая история: взрослые делают для мальчика Мануэля альбом из газетных вырезок, отражающих атмосферу времени.

Личная жизнь писателя

Хулио Кортасар женился только в 1953 году, к тому времени он уже жил в Париже. Его избранницей стала переводчица Аурора Бернардес. Долгое время они были вполне гармоничной парой — оба интеллектуалы, которые легко понимали друг друга.

В 1967 году Кортасар увлекся другой женщиной — Угне Карвелис. Спустя год писатель развелся с Ауророй и ушел к новой возлюбленной. Их роман был бурным, наполненным страстями и сценами ревности. Тем не менее отношения продолжались около десяти лет, хотя и не были официально зарегистрированы.

Хулио Кортасар в 1983 году. Фото: Dani Yako/wikimedia.org
Хулио Кортасар в 1983 году. Фото: Dani Yako/wikimedia.org

В третий раз писатель влюбился в 63 года. Ее звали Кэрол Данлоп, и она была младше Хулио на 30 лет. Они поженились, много путешествовали. Но счастье длилось недолго — спустя три года женщина умерла от лейкемии.

Цитаты Хулио Кортасара

Создатель магических миров хорошо понимал и чувствовал настоящую жизнь. Его суждения отличались емкостью, точностью и вовсе не были оторваны от реальности.

Любая проблема — это всегда решение, повернувшееся к тебе спиной. («Экзамен»).

Возвращаться — всегда означает искать укрытия в знакомых закоулках. («Экзамен»).

Если настоящее имеет для нас неповторимый вкус, то лишь потому, что будущее служит для него некой приправой. («Выигрыши»).

Скажи мне, какую маску ты носишь, и я скажу, какое у тебя лицо. («Выигрыши»).

Порою мне кажется, что между двумя людьми, разбивающими друг другу морду в кровь, больше взаимопонимания, чем между теми, кто смотрит друг на друга вот так, как бы со стороны. («Игра в классики»).

Иллюстрация: нейросеть Midjorney 7
Иллюстрация: нейросеть Midjorney 7

На самом деле каждый из нас — театральная пьеса, которую смотрят со второго акта. Все очень мило, но ничего не понятно. («Игра в классики»).

Как умер Кортасар

Когда Кортасар узнал о смертельном диагнозе третьей жены, он не мог предположить, что сам страдает тем же недугом. Кэрол была осведомлена о болезни мужа, но просила врачей не говорить ему о ней.

Женщина ушла из жизни на два года раньше супруга. Когда ее не стало, к пожилому писателю приехала его первая супруга, Аурора. В течение жизни они продолжали дружески общаться, и теперь она приехала поддержать Хулио. Он умер 12 февраля 1984 года и был похоронен в Париже, рядом с Кэрол Данлоп.

Ранее мы рассказали о книжных новинках, посвященных опасному погружению в прошлое.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...