Писатель Леонид Леонов: попутчик, мастер и «последняя жертва Сталинской премии»
В России отмечают 125 лет со дня рождения писателя Леонида Леонова
Леонид Леонов: еще один двадцатилетний гений
Его отец — писатель и издатель, работавший под псевдонимом Максим Горемыка. В архангельской газете «Северное утро», которую редактировал его отец, 15-летний Леонов и дебютировал. Он писал всё: стихи, заметки, короткую прозу. После окончания гимназии Леонов участвовал в Гражданской войне, причем на обеих сторонах — случай, нередкий для того времени (из больших писателей можно вспомнить, например, Катаева). Но в официальной биографии указывалось, что за белых Леонов воевал по призыву, а за красных — добровольцем. Точный ход событий установить сложно, но амбивалентность по отношению к внешнему миру, особенно этическую, Леонов ощущал всегда.
В двадцатые годы его считали «попутчиком». Это было не оскорбительно; так называли писателей, поддерживавших идеи новой власти, но не состоявших в партии (Леонов так до конца жизни туда и не вступил). Его вообще мало интересовала романтика революции. Напротив, его увлекали совсем иные типажи — мелкие обыватели, представители городского дна. Так в распределении «ролей» в молодой советской литературе Леонову досталась «борьба с мещанством», и в этой борьбе он достиг невероятных успехов.
«Барсуки» — первый роман Леонова, автору тогда едва исполнилось 25 лет. Успех книги был оглушительным, тема была «живой»: Антоновский мятеж на Тамбовщине и ужасающие картины крестьянского быта. Затем — еще одна удача начинающего мастера, роман с двойным дном «Вор» (1927). На первый взгляд, это занимательная хроника московского криминального мира, на самом деле — разоблачение так называемого «нового человека», который вчера был комиссаром Красной армии, позавчера — сознательным рабочим, а теперь стал первоклассным медвежатником.
Новое время Леонида Леонова
В дальнейшем Леонов больше не писал о мещанах и ворах, его очередные произведения были посвящены новой жизни. «Соть», «Скутаревский», «Дорога на Океан» — три романа, написанные всего за пять лет (1930–1935). Эти тексты, добротные и идейно выверенные, затрагивали актуальные темы: первые пятилетки, индустриализацию, интеграцию старой интеллигенции в социализм.
Леонов не был мастером компромиссов; если его что-то действительно интересовало, он писал об этом, даже если это казалось несвоевременным. Например, в романе «Дорога на Океан» главный герой размышляет о природе божественного. А роман «Соть» — о том, как в отдаленные лесные уголки приходят прагматичные, целеустремленные люди, одержимые идеей переустройства мира. По словам Горького, «самое удачное вторжение подлинного искусства в подлинную действительность». И действительно, чего не отнять у романа — его очаровательный, где-то даже сказовый язык.
К началу войны Леонов стал признанным советским классиком, хотя и занимал несколько особое положение. Он обладал всеми атрибутами своего ранга, включая орден Трудового Красного Знамени к сорокалетию. Если же его критиковали, как это случилось с пьесой «Метель», это делали на закрытом заседании политбюро.
Театр и «Русский лес» Леонида Леонова
В этот период Леонов переключается на театр. Хотя пьесы он писал и раньше, теперь это стало его основным занятием. Помимо «Метели», значимыми произведениями этого времени стали «Нашествие», «Волк», «Золотая карета». За «Нашествие» в 1943 году он получил Сталинскую премию.
К новому роману Леонов приступит лишь через несколько лет после войны. «Русский лес» (1953) — это объемный, многословный и сложный для чтения текст, где собраны все его любимые темы: ошибки прошлого, защита природы, моральный выбор в сложное время, предательство и сильные женщины. И снова премия — теперь Ленинская.
Дальнейший период можно назвать «длительным затишьем». До перестройки Леонов больше не публиковал крупной формы. Он перерабатывал старые тексты (например, «Золотую карету» он переписывал трижды), выпустил давнюю повесть «Evgenia Ivanovna» о русской эмиграции и написал неоднозначный киносценарий «Бегство мистера Мак-Кинли», который экранизировали только через 15 лет.
Всё это время он получал многочисленные награды, включая шесть орденов Ленина и звезду Героя Соцтруда. Его дважды номинировали на Нобелевскую премию, он стал членом Академии наук АН СССР. Однако мало кто знал, что Леонов еще с 1940 года строил свою «Пирамиду».
«Пирамида» Леонова: взгляд в глубину человеческой души
Первые пять глав романа были опубликованы в 1989 году в журнале «Москва». Автор так и не завершил роман, оставив его в виде отдельных фрагментов. Из-за проблем со зрением, которые обострились в последние годы его жизни, Леонов утратил надежду объединить их в единое целое. Редактор Ольга Овчаренко, по собственной инициативе, попыталась соединить разрозненные эпизоды в единое произведение. Некоторые ключевые моменты были собраны из источников, которые не всегда идеально сочетались между собой. Это привело к нарушению хронологии событий в тексте.
Роман был опубликован в год смерти автора (1994) в трех спецвыпусках журнала «Наш современник» с подзаголовком «роман-наваждение в трех частях» и в том же году вышел в издательстве «Голос». Сам Леонов объяснял публикацию незаконченной книги приближением «самого грозного потрясения» и «гулким преддверием больших перемен», — Апокалипсиса, из-за которого композиционная отделка не столь важна.
«Пирамида» — роман о том, как пишется роман, или о писательском сознании. Главный герой, Леонид Максимович, живет в ожидании ареста в Москве 1940 года. Он наблюдает беседу дочери священника с существом, напоминающим ангела, которым оказывается пришелец Дымков. Кульминация — разговор Сталина и ангела, отказывающегося помочь вождю.
К сожалению, 1994 год был неудачным временем для публикации такой книги фактически булгаковского масштаба. Это был период между перестроечным читательским ажиотажем и новым интеллигентским мейнстримом. «Пирамида» требовала другого режима внимания, как и автор, дающий ответы на главные вопросы жизни.
Леонов — клад отечественной культуры, который остается незамеченным, объяснил писатель и художник Павел Пепперштейн: «Мне кажется, что многие до сих пор не оценили пласты советской официальной литературы. Там же есть просто перлы — например, Леонов. И что, кто врубается? По сути, никто. Хотя я сейчас читаю, каждая фраза — наповал, не хуже Платонова литература, но его никто не знает, просто потому что ему дали Сталинскую премию».
Ранее мы рассказали, что обеспечило всемирную известность писателю и философу Гилберту Киту Честертону.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».