Подогрев, реклама, личный опыт. Как «инфоцыгане» заколачивают целые состояния на простых людях
Психолог Кисельникова назвала главные признаки «инфоцыган»
Что такое «инфоцыганство»
Термин «инфоцыганство» появился не так давно — когда число пострадавших от «волшебных» курсов стало зашкаливать. Торговцы воздухом предлагают людям круто изменить свою жизнь, но по факту 99% всех тренингов оказываются пустышками, которые не несут никакой практической ценности.
Главная цель «инфоцыган» — заработать как можно больше денег на наивных людях и задержать их внимание. И это действительно у них получается. В итоге люди тратят последние средства, влезают в кредиты, чтобы попытаться «открыть для себя канал изобилия и научиться отправлять желания во Вселенную». В лучшем случае жертвы «специалистов» не получают ничего из обещанного, в худшем — погружаются в депрессию и остаются без денег.
Многие участники подобных курсов жаловались, что информацию, которую преподносят «инфоцыгане», можно найти в интернете либо она очень поверхностна. А иногда авторы тренингов пытались замотивировать людей к действию с помощью оскорблений. Например, «королева марафонов» Елена Блиновская называла всех, кто не хочет учиться, «обезьянами».
Как «инфоцыгане» заманивают людей на свои курсы
По сведениям Lenta.ru, все начинается с «прогрева». «Инфоцыгане» показывают людям результаты собственного успеха, а после выбирают одного из своих подписчиков и помогают ему исполнить мечту. Часто это либо путешествие, либо какая-то дорогая вещь.
Следующая стадия подготовки к запуску марафона — эмоциональная история о собственном опыте. Тут «инфоцыгане» рассказывают о своем «непростом» детстве и том, как они долго шли к успеху, делятся своими достижениями и знаниями с аудиторией. Кроме того, они говорят о плюсах своих марафонов.
После этого «коучи» просят коллег прорекламировать их метод работы. Так, например, какие-то знаменитости в своих социальных сетях начинают рассказывать о «чудодейственности» марафонов и призывают всех в них поучаствовать.
Завершающая стадия — скидки и предложения. До полномасштабного запуска марафона «инфоцыгане» предлагают подписчикам приобрести курс с дисконтом. Акция действует всего один-два дня. Некоторые авторы курсов порой предоставляют какие-то бонусы к марафонам, например, так делала блогер Валерия Чекалина (Лерчек). За покупку курса люди могли поучаствовать в «Колесе фортуны» — розыгрыше с крупными призами.
Список самых известных «инфоцыган» в России и их разоблачение
По данным исследования технологической компании АО «Крибрум», самыми популярными продуктами «инфоцыганства» в Сети стали:
- «Марафон желаний» Елены Блиновской;
- «Денежный марафон» Валерии Чекалиной;
- «Стратегии на миллион» Оксаны Самойловой;
- «Мышление миллионера» Гусейна Гасанова;
- «Я выбираю тебя» Надин Серовски.
«Ямал-Медиа» нашел в Сети несколько отзывов участников этих марафонов. Так, например, Ася из Москвы назвала курсы Чекалиной «лохотроном». Она в 2021 году проходила «Денежный марафон», который «обещает за месяц по секретной методике заработать огромные суммы денег, стать миллионером, а также открыть свой бизнес». Тем, кто сможет открыть свое дело после марафона, обещали приз в размере трех миллионов рублей.
Однако никакой полезной информации, рассказала Ася, на курсе не было. Вместо дельных советов Чекалины хвалили участников и призывали двигаться к цели. При этом люди получали «скачанные из интернета списки бизнес-идей».
«Просят ради подарков писать хвалебные отзывы, каждый день нужно писать в чат отзыв, иначе призы не получишь! Ну и в итоге получили непонятные кейсы!», — добавил девушка.
Подобные отзывы писали и по поводу марафонов «Мышление миллионера» Гусейна Гасанова и «Стратегии на миллион» Оксаны Самойловой. Ученики, которые успели пройти курсы, говорили, что это пустая трата денег.
Еще одна блогер Надин Серовски обещала на своем курсе «Я выбираю тебя» помочь женщинам обрести счастье и укрепить отношения с мужчинами. Но и ее участники марафона обвинили в «инфоцыганстве».
Как не стать жертвой «инфоцыган»
Кандидат психологических наук и научный консультант психологической платформы Alter Наталья Кисельникова рассказала, что «инфоцыгане», как правило, обещают людям быстрый результат и готовое решение. Настоящие специалисты так не делают, отметила она.
«Они хорошо понимают потребности людей. Люди, как правило, хотят сэкономить свои силы на том, чтобы самостоятельно разбираться в проблеме. Им хочется, чтобы кто-то мудрый и сильный сказал, как нужно поступить, предложил готовый совет. На обещании получить все здесь и сейчас строится множество марафонов и тренингов желаний», — объяснила эксперт.
Важно перед прохождением курсов узнать об образовании их создателя и обратить внимание на то, как он преподносит информацию. Например, когда автор курса говорит: «Если ты умный, то придешь на курс и заплатишь деньги», — можно смело бежать от такого «специалиста».
Кроме того, по мнению Кисельниковой, профессионал не будет ставить диагнозы дистанционно или навешивать ярлыки. Более того, специалист всегда предоставляет информацию о себе и своем опыте.
«У каждого психолога или коуча есть своя специализация. Ни один из них не может решать абсолютно все проблемы, поэтому надо ориентироваться на то, как он обозначает границы своей компетентности. <…> Если же человек сам по себе и позиционирует себя как звезду, то это тревожный сигнал», — подчеркнула эксперт.
«Королеву марафонов» Елену Блиновскую отправили под домашний арест до 26 июня. Ее обвиняют в уклонении от уплаты налогов и отмывании денег.
Самые актуальные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».