http://Top.Mail.Ru
Подземное изменение климата: что это и для кого опасно | Ямал-Медиа
13 июля 2023, 13:00 (обновлено: 13 июля 2023, 15:03)

Подземное изменение климата: что это и для кого опасно

Эколог Рыбальченко: потепление грунта в городах незначительно для существующих зданий

Ученые изучили, как инфраструктура больших городов влияет на температуру почвы и пришли к неутешительному выводу: нагревание земли приводит к неучтенной деформации и создает риски для городских построек. Так ли это на самом деле и есть ли опасность для жителей мегаполисов — разбирался «Ямал-Медиа».

Подземное изменение климата

Метро, системы отопления и водоснабжения, высоковольтные кабели и другая подземная инфраструктура приводят к нагреванию почвы. Такой вывод сделал американский ученый Алессандро Ротта Лориа, его исследование опубликовано в журнале Nature.

Объектом работы стал деловой район Чикаго-Луп в Иллинойсе — самый густонаселенный в США после Манхеттена. Автор собрал данные о температуре грунта на разной глубине с 1951 года, когда в Чикаго построили метро, и сравнил с нынешними. Чтобы их получить, он устанавливал датчики по всему району. Ученый смоделировал, как может развиваться ситуация до 2051 года.

Анализ показал, что в области застройки температура земли бывает на 10 градусов выше, чем в парковых зонах. На сравнительных изображениях видно, что с середины прошлого века грунт стал заметно теплее. Из-за этого верхние слои почвы просаживаются или поднимаются на 8-12 миллиметров в зависимости от ее вида.

На первый взгляд, изменения незначительны, но Ротта Лориа предупредил, что существующие постройки не рассчитаны на это. Хотя здания не рухнут, но эксплуатационные характеристики могут пострадать. Ученый предупредил, что аналогичная тенденция характерна и для других мегаполисов.

Фото: Alessandro Rotta Loria, Northwestern University/Nature
Фото: Alessandro Rotta Loria, Northwestern University/Nature

«Псевдоаналитики хайпуют»

Эксперт тематической площадки Общероссийского народного фронта «Экология» в Московской области Илья Рыбальченко сказал «Ямал-Медиа», что не стоит переоценивать значение подземных коммуникаций и их вклад в общее нагревание почвы.

«Действительно, в метро ходят поезда, но они электрические, их двигатели — совершенно не те объекты, которые могут сильно нагреть окружающую среду. В силу того, что в метро люди, оно хорошо проветривается. Вентиляция — очень важная жизнеобеспечивающая система для метро, которая берет воздух с поверхности. Ожидать, что там будет сильно теплее, чем наверху, вряд ли стоит».

Илья Рыбальченко

эксперт тематической площадки ОНФ «Экология» в Московской области

Почва обладает достаточно невысокой теплопроводностью, напомнил Рыбальченко. Даже если человек находится в двух метрах от греющего подземного сооружения, рядом будет вполне прохладно.

Рыбальченко обратил внимание, что температура под землей слабо колеблется и в любое время года составляет +10-12 градусов. Не зря консервы и вино хранят в погребах и сегодня.

Фото: Chris LeBoutillier/Unsplash
Фото: Chris LeBoutillier/Unsplash

«Безусловно, в городах, особенно в центре, где все изрыто, мы будем наблюдать повышение на один-два градуса, но это настолько несущественно для железобетонных сооружений, что вряд ли это окажет влияние. Мне кажется, что такие псевдоаналитики просто хайпуют», — предположил Рыбальченко.

Современная геофизика позволяет просвечивать землю, измерять ее температуру и состав на огромных глубинах, успокоил ученый. Архитекторы и инженеры учитывают эти данные при строительстве.

Людям не стоит переживать из-за нагревания почвы, но есть исключение — зона вечной мерзлоты. По словам Рыбальченко, там несколько градусов могут быть критичными. Достаточно вспомнить экологическую катастрофу в Норильске, когда из-за таяния мерзлоты в 2020 году на предприятии «Норникель» произошел разлив дизельного топлива.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...