Поспорить с судьбой. Как пассажиры выживают в авиакатастрофах
Что известно о трагедии под Актау
Самолет Embraer 190 следовал из Баку в Грозный. Лайнер не смог совершить посадку в чеченском аэропорту из-за сильного тумана, и его перенаправили сначала в Махачкалу, а потом — в казахстанский Актау. Вероятно, в воздухе что-то произошло, и экипаж запросил экстренную посадку.
Некоторое время самолет кружил над аэропортом, а затем начал снижаться. Он упал неподалеку от взлетно-посадочной полосы. В момент столкновения с землей лайнер загорелся, а его хвостовая часть оторвалась.
Из 67 находившихся на борту человек спаслись 29, в том числе три члена экипажа. Большинство выживших находились в хвосте самолета. Предварительной причиной катастрофы назвали столкновение с птицами.
Позже пассажиры вспоминали, что незадолго до крушения слышали громкий звук, как от взрыва. «Был взрыв — я бы не сказал, что внутри самолета. Где я сидел, рядом обшивка отлетела», — рассказал RT выживший в катастрофе Субхонкул Рахимов. По словам мужчины, после этого он достал спасательный жилет, но обнаружил в нем дырку от осколка.
Другой пассажир, Заур Мамедов, говорит, что слышал «пару взрывов», после чего самолет летел еще пару часов, а потом рухнул. Летевшая тем же рейсом турагент Кристина также рассказала о резком звуке, ее слова приводит телеграм-канал Mash. По указанию проводницы люди надели кислородные маски, спасательные жилеты и пригнули головы, добавила девушка. В момент крушения она потеряла сознание, а когда очнулась, сумела сама выбраться из самолета.
Почему хвостовая часть самолета самая безопасная
Действительно, у сидящих в хвосте лайнера шансы уцелеть выше. Чаще всего при крушениях самолет сталкивается с землей или другими препятствиями передней частью.
Кроме того, хвостовая часть не перегружена силовыми элементами, багажом, двигателями, поэтому при ударе отлетает в сторону и остается невредимой. Но стоит учитывать, что это особенность современных моделей. У старых самолетов (Ту-154, Ил-62 и других) двигатели, наоборот, сосредоточены в хвосте.
Случаи спасения людей в авиакатастрофах
Афганистан, январь 2024
Частный самолет Falcon 10, летевший санитарным рейсом в Москву, упал в горах. Из шестерых находившихся на борту человек выжили два пилота и два санитара. Погибли супруги Анна и Анатолий Евсюковы. Отдыхая в Таиланде, женщина заболела. Ее срочно перевозили в Россию с диагнозом «септический шок». Тела погибших обнаружили только на вторые сутки.
Колумбия, май 2023
В этой авиакатастрофе удалось спастись четверым детям. Они в течение 40 дней одни выживали в джунглях Амазонки. Самолет Cessna 206, на борту которого находились семь человек, рухнул 1 мая из-за отказа двигателя. Спустя две недели на месте крушения обнаружили взрослых — мать детей и двух пилотов.
Братья и сестры, из которых старшему было 13 лет, а младшему один год, бродили в джунглях больше месяца, питаясь фруктами. Их искали солдаты и волонтеры с собаками. Обнаружить детей удалось только 9 июня.
Россия, июнь 2011
В Карелии разбился Ту-134, летевший из Москвы в Петрозаводск. Выжить удалось пятерым из 52 находившихся на борту человек. Во время посадки самолет задел верхушку высокой сосны. В числе уцелевших оказалась Александра Каргополова. Девушку выбросило из салона на мягкую пашню.
Мозамбикский пролив, июнь 2009
В той авиакатастрофе спаслась одна 13-летняя девочка из 152 человек, находившихся в самолете. Airbus A310 упал в Индийский океан в районе Коморских островов. Байю Бакари выбросило через иллюминатор. Ей удалось ухватиться за обломок лайнера и продержаться на воде 14 часов, пока ее не заметил рыбак.
США, август 1989
Авария произошла на взлете самолета из аэропорта Детройта. Набиравший высоту DC-9 перевозил 154 человека. Лайнер начало раскачивать, и он задел крылом мачту освещения. В результате падения и столкновения с землей выжила только четырехлетняя Сессилия Сичан. Она получила серьезные травмы и перенесла несколько операций.
Япония, август 1985
В одной из самых крупных авиакатастроф погибло более 500 человек, однако четверым удалось спастись. Boeing 747, следовавший рейсом Токио — Осака, упал в горах. Спустя несколько минут после взлета у самолета оторвался хвост. Пилоты после этого удерживали воздушное судно еще полчаса. В числе четверых выживших в той катастрофе оказалось двое детей.
Россия, август 1981
Лариса Савицкая оказалась единственной уцелевшей из 38 человек на борту Ан-24РВ после столкновения с бомбардировщиком Ту-16К. Экипаж военного самолета также погиб.
Девушка с мужем возвращались из свадебного путешествия в Благовещенск. Самолет летел из Комсомольска-на-Амуре. Пара заняла место в хвостовой части, несмотря на то, что билеты у них были на другие места. Авария произошла на высоте 5220 метров.
Часть самолета, где находилась Савицкая, упала на деревья, смягчившие удар. Ее нашли на второй день с многочисленными травмами. Тем не менее она могла сама передвигаться.
Югославия, январь 1972
История 22-летней стюардессы Весны Вулович удивительна тем, что девушка выжила, несмотря на падение самолета с высоты 10 160 метров. Ее имя занесли в Книгу рекордов Гиннесса. Причиной крушения лайнера DC-9 стал взрыв.
Из 28 человек спастись удалось только Весне. Почти месяц она пролежала в коме. Девушка восстанавливалась более года, причем первые 10 месяцев у нее была парализована нижняя часть тела. После выздоровления она прожила еще долгие 44 года.
Ранее мы рассказали о крушении российского морского судна в международных водах между Испанией и Алжиром.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».