Премьера «Щелкунчика» состоялась почти 130 лет назад. Как с тех пор изменился балет
Премьера в Мариинке
В 1890 году дирекция Императорских театров заказала Петру Чайковскому двухактный балет. К тому времени композитор уже написал свои знаменитые оперы «Ундина» и «Евгений Онегин», балеты «Лебединое озеро» и «Спящая красавица», слава о нем гремела.
За основу балета Чайковский взял сказку немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», но не оригинальную версию, а ее вольный перевод французского писателя Александра Дюма-отца. Прежде чем приступить к работе над балетом Чайковский сам письменно изложил сюжет Щелкунчика, в этом ему помог брат Модест.
Затем началась совместная работа с хореографом Мариусом Петипа, но балетмейстер тяжело заболел, поэтому «Щелкунчика» по его подробным указаниям доделывал Лев Иванов. В январе–феврале 1892 года Чайковский закончил и оркестровал балет, репетиции начались в сентябре.
Премьера балета состоялась 18 декабря на сцене Мариинского театра. Партию Мари (у Гофмана — Клара) исполнила Станислава Белинская, а Щелкунчика — Сергей Легат. За почти 130 лет со дня премьеры балета партии в нем исполняли ведущие артисты Мариинки, Большого и других театров.
Судьба «Щелкунчика»
На сцене Большого театра в Москве «Щелкунчика» показали после революции, в мае 1919 года. Позже постановку перенесли на сцены многих театров.
Важным этапом для «Щелкунчика» стал период творчества балетмейстера Василия Вайнонена. В 1934 году измененную под его руководством постановку показали в Мариинке (тогда Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова), а в 1939-м — в Большом театре. Вайнонен применил такие техники классического танца, которых еще не было во времена Петипа.
Еще одно важное для «Щелкунчика» имя — Юрий Григорович. Балетмейстер переделал постановку в 1960-х годах, в таком виде она существует до сих пор. Если раньше детские роли в балете играли юные воспитанники хореографических училищ, то с приходом Григоровича партии были переданы артистам. Это усложнило хореографию некоторых сцен. А еще взросление Мари, которая по сюжету становится старше за время спектакля, показано только мастерством и танцем балерины, а не сменой актрис.
Новогоднюю праздничность постановка приобрела благодаря художнику Симону Вирсаладзе, он создал искусные костюмы и живописные декорации в виде заснеженной елки, украшений и игрушек, фейерверков, новогодних подарков.
«Щелкунчик» сегодня
Увидеть балет «Щелкунчик» сегодня не так просто, особенно в Большом театре. Для многих поход на балет стал любимой предновогодней традицией и лучшим подарком.
Спектакли в Большом проходят всего раз в год, в 20-х числах декабря и начале января. Заполучить заветные билеты — настоящий квест, ведь они разлетаются очень быстро. На их продажу выделяют всего четыре дня в ноябре (два дня на декабрьские даты, два дня — на январские).
Чтобы купить билет в кассе, люди простаивают в очереди несколько часов, приходят заранее, ночью и ранним утром. К тому моменту, как открываются продажи на сайте театра, свободных мест, как правило, не остается. Причем бешеному спросу на «Щелкунчика» не помешали ни пандемия, ни система QR-кодов.
Гораздо спокойнее проходят показы в Мариинке, билеты туда можно купить даже сейчас, за пару дней до спектакля. В Санкт-Петербурге «Щелкунчика» показывают в постановке Михаила Шемякина.
Те, кто далеко и от Большого, и от Мариинки, могут насладиться балетом в записи. Хотя, конечно, это не идет ни в какое сравнение с атмосферой театра, когда медленно гаснут огни, затихают музыканты, настраивающие инструменты, и зал замирает в ожидании чуда.