Приведи друга за премию: как бизнес решил восполнить дефицит кадров
По данным издания, крупнейшие отечественные компании используют разные методы для восполнения нехватки сотрудников. Например, развивают внутренние образовательные программы или сотрудничают с вузами.
Наряду с этим «Яндекс», VK, «Ростех», «Северсталь», Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), «Фосагро», «Касперский», «Русал» и другие гиганты на рынке труда используют и рекомендательные программы поиска кадров. Они доплачивают своим же сотрудникам за привлеченный и принятый на работу персонал.
«Приведи друга»
Об акции «Приведи друга» журналистам рассказал сотрудник крупной отечественной нефтегазовой компании. По его словам, за каждого принятого на рабочую специальность человека им выплачивают по 25 тысяч рублей. Акцию запустили в июне, она действует по декабрь 2023 года.
Аналогичная программа действует в ОАК с сентября. За трудоустройство знакомых работники компании получают от 2,5 до 17 тысяч рублей. Размер выплаты зависит от востребованности кадров.
«Яндекс» присоединился к программе «Приведи друга» в ноябре. За каждого трудоустроенного коллегу курьерам с тех пор выплачивают по шесть тысяч рублей.
Два вида бонусов
По словам директора по привлечению талантов VK Наталии Сычевой, внутренняя программа Friends с бонусами за помощь в поиске кадров появилась у них в 2020 году.
В 2022 году вознаграждения расширили и на тех, кто не является сотрудником компании — это назвали программой внешних рекомендаций. В VK, уточнила эксперт, существует два вида вознаграждений — выплата от 70 тысяч рублей либо внутренняя валюта для приобретения мерча компании.
В 2024 году «Русал» перезапустит свою программу по привлечению персонала с увеличенным возгаржадением. А металлургическая и горнодобывающия компания «Евраз» расширит свою программу, чтобы привлекать на работу порядка тысячи сотрудников в год.
Не панацея
В промышленной отрасли наблюдается дефицит инженеров и рабочих специальностей — слесарей, токарей, сварщиков, фрезеровщиков, машинистов кранов, шлифовальщиков и так далее.
Нехватку персонала ощущает и IT-отрасль. По словам представителя «Касперского», где программа «Приведи друга» действует более 10 лет, нужны сотрудники на позиции C++ и Golang-разработчиков, senior- и middle-специалистов. А в «Яндексе» сообщили о потребности в курьерах, которая возникла в последние шесть месяцев.
Компании, которые давно задействуют такие программы, признают их эффективность. Тем не менее система поощрений не способна полностью решить проблему с нехваткой кадров. Как правило, пояснил партнер компании «Экопси консалтинг» Григорий Финкельштейн, она помогает заполнить 20-30% вакансий.
«Реферальные программы — это не панацея для решения проблемы кадрового дефицита, а лишь один из подходов, который в комплексе с другими инструментами может помочь в привлечении в организацию нужных специалистов», — уточнила руководитель группы консультантов Ancor Марина Беспалова.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».