http://Top.Mail.Ru
Вернутся ли западные фильмы и сериалы в Россию в 2025 году: что ждет онлайн-кинозрителей | Ямал-Медиа
19 февраля 2025, 08:47 (обновлено: 19 февраля 2025, 12:53)

Призрак Голливуда: вернутся ли западные киностудии в Россию

Российские онлайн-кинотеатры возобновили переговоры с голливудскими студиями. Впрочем, радоваться, возможно, пока рановато — между желанием и реальностью по-прежнему стоит множество препятствий. Стоит ли ждать возвращения западных блокбастеров в Россию, выяснял «Ямал-Медиа».

Как российский кинорынок справился без Голливуда

Исход западных фильмов и сериалов из России начался в марте 2022 года: Walt Disney, Warner Bros., Universal, Sony Pictures и Paramount практически синхронно объявили о приостановке проката своих новинок в российских кинотеатрах. Затем волна докатилась до стримингов: с «Кинопоиска» исчезли «Друзья» и «Интерстеллар», а у других платформ закончились права на показ франшиз «Гарри Поттер» и «Пираты Карибского моря».

Фото: metamorworks/Shutterstock/Fotodom
Фото: metamorworks/Shutterstock/Fotodom

До 2022 года российский кинорынок входил в топ-10 крупнейших в мире. Только в 2021-м кассовые сборы в России составили более 40 млрд рублей, причем на долю голливудских фильмов приходилось около 75% от них. Рынок восстановился только в 2024-м: в прошлом году объем сборов превысил 43 млрд рублей.

В конце 2022-го российские онлайн-кинотеатры впервые за все время существования показали отрицательную динамику по объему контента — от 5 до 42% в зависимости от платформы, пишет РБК. Это были нелегкие времена для индустрии, которая годами строилась вокруг западного кино. И тогда отечественные стриминг-платформы начали активно закупать азиатский контент — корейские дорамы, турецкие сериалы, индийское кино. Параллельно увеличились инвестиции в собственное производство. Однако на первых порах это не смогло полностью компенсировать потерю голливудских новинок, отмечали тогда и участники рынка, и кинозрители.

Но уже по итогам 2023-го выручка стриминг-сервисов в России выросла на 45%, до 80,9 млрд рублей. А в прошлом году, по оценке гендиректора Wink Антона Володькина, объем рынка онлайн-кинотеатров составил от 80 до 120 млрд рублей. По мнению генерального директора ассоциации «Интернет-видео» Алексея Бырдина, драйверами роста стали яркие и интересные новинки собственного производства — так называемые «ориджиналс». Объем их в сравнении с 2023 годом незначительно сократился, но качество контента выросло, отметил он в беседе с «Российской газетой»..

Что осталось от Запада в онлайн-кинотеатрах

На данный момент легальная библиотека западного контента в России включает в основном фильмы и сериалы, права на которые были приобретены до марта 2022 года. Это внушительный, но постепенно устаревающий каталог, включающий как признанную классику, так и относительно свежие проекты 2021 — начала 2022 года. Есть в списках онлайн-кинотеатров и несколько громких фильмов 2024 года: «Министерство неджентльменских дел», «Еретик», «Мария». По-прежнему никуда не ушли проекты независимых западных студий, правда, жанровое разнообразие из-за низких бюджетов у них куда беднее: триллеры, ужасы, комедии.

Фото: pics five/Shutterstock/Fotodom
Фото: pics five/Shutterstock/Fotodom

Интересно, что телеканалы оказались более устойчивыми к изменениям. По данным Mediascope, в 2024 году доля иностранных фильмов в эфире сохранилась на уровне 30%. СТС продолжает показывать «Джуманджи» и «Круэллу», а РЕН ТВ транслирует кинокомиксы Marvel. Правда, из эфира исчезли некоторые культовые франшизы вроде «Один дома».

Где смотрят новинки российские кинозрители

После ухода западных студий образовался своеобразный серый рынок проката. В кинотеатрах появляются и свежие фильмы, но чаще блокбастеры крутят негласно. По данным «Бюллетеня кинопрокатчика», в 2024 году пиковые сборы теневого проката пришлись на время таких релизов как «Дэдпул и Росомаха», «Головоломка-2», «Гадкий я 4», пишет «Коммерсант».

У онлайн-зрителей альтернативных путей для просмотра кино всегда было немало. Часть аудитории выбрала зарубежные стриминги, хотя это создает определенные сложности с оплатой и качеством связи. Появился и специфический киносерфинг — зрители «путешествуют» онлайн по разным странам в поисках нужного контента. Например, Netflix в Турции предлагает один каталог, в Аргентине — другой, а в Индии — третий. При этом стоимость подписки в разных регионах может различаться.

Фото: Gorodenkoff/Shutterstock/Fotodom
Фото: Gorodenkoff/Shutterstock/Fotodom

Некоторые киноманы не стали рисковать и перешли на азиатский контент, открыв для себя новую киновселенную. Хотя «Игра в кальмара» и «Великолепный век» — это не совсем то, чего ждут, например, фанаты Marvel и DC.

«Амедиатека» остается единственным крупным сервисом, который продолжает показывать новинки фильмов и сериалов — не все, но самые востребованные или знаковые. Правда, механизм этого сотрудничества остается загадкой — условия контрактов не разглашаются.

Что ждет онлайн-кинозрителей в 2025 году

По словам представителей Okko и «Кинопоиска», диалог с некоторыми студиями действительно налаживается. Например, Lionsgate, известная по франшизе «Голодные игры», обсуждает возможность возвращения своих проектов. Однако речь пока идет лишь о единичных случаях, а не о массовом возобновлении сотрудничества с Голливудом. Основная проблема — платежи. Российские компании не могут переводить деньги зарубежным партнерам из-за санкций, а те, в свою очередь, не готовы идти на уступки.

Фото: bombermoon/Shutterstock/Fotodom
Фото: bombermoon/Shutterstock/Fotodom

В то же время Минцифры и Минкультуры готовят законопроект, обязывающий онлайн-кинотеатры получать прокатные удостоверения на все фильмы. Минкультуры утверждает, что он уточняет уже существующие нормы и поможет предотвратить распространение нежелательного контента. В Минцифры опасаются, что без аналогичных мер для других интернет-ресурсов пользователи могут перейти на менее контролируемые платформы.

Есть и политические барьеры, и, как отметил собеседник РБК, близкий к руководству одного из онлайн-кинотеатров, уже действующие изменения в российском законодательстве, ограничивающие например, пропаганду нетрадиционных отношений*. Голливудские студии, которые до последнего времени активно продвигали политику разнообразия, равенства и инклюзивности (DEI), вряд ли согласятся на цензуру своих проектов. Правда, как следует из недавнего заявления Disney, эта политика уже пересматривается.

Кроме того, за время отсутствия западного контента существенно изменился и российский медиарынок. Отечественные кинематографисты значительно нарастили объемы производства фильмов и сериалов, серьезную долю рынка заняло азиатское кино. В такой ситуации голливудским студиям придется серьезно подумать не только над ценностной, но и над ценовой политикой.

Ситуация с западным контентом в России напоминает известную поговорку: нельзя дважды войти в одну реку. Даже если голливудские киностудии вернутся в нашу страну, это будет уже совсем другой рынок с другими правилами игры и другими зрительскими привычками.

Ранее россияне признались, что проводят зимний досуг за просмотром фильмов, сериалов и шоу.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...