http://Top.Mail.Ru
Продавцов будут штрафовать за понуждение к передаче персональных данных | Ямал-Медиа
23 ноября 2021, 09:07

Наказание за любопытство. Бизнес будут штрафовать за принуждение к передаче личных данных

В России могут установить административную ответственность за обязательный и необоснованный сбор личных данных потребителей. Отказ покупателя сообщать магазину персональные сведения не должен быть причиной для отказа в сделке. К введению таких штрафов нужно подходить осторожно, предупредили эксперты, пока никто не определил, какие данные о потребителях может собирать та или иная организация.

Штраф за любопытство

Потребители часто жалуются на то, что организации требуют от них предоставить ненужные персональные данные и не заключают договор купли-продажи или исполнения услуг в случае отказа. Сейчас закон «О защите прав потребителей» не содержит норм, которые регулировали бы такие ситуации.

С 1 марта 2022 года за такие действия организаций может последовать административная ответственность. Штрафы могут ввести за отказ организаций заключить, изменить или расторгнуть договор с потребителем, который не хочет предоставить свои личные данные (если этого не требует закон).

Сейчас зачастую людей вынуждают указывать персональные данные при любых покупках, даже в тех случаях, когда по закону это совсем не обязательно

Михаил Мишустин

премьер-министр РФ

Штраф для должностных лиц может составить от пяти до 10 тысяч рублей, для юридических лиц — от 30 до 50 тысяч. Законопроект опубликован на портале нормативно-правовых актов, Госдума рассмотрит его в первом чтении на осенней сессии.

А вам зачем?

В некоторых случаях указывать паспортные данные необходимо. Например, при покупке билетов на самолет или поезд — сотрудникам транспортных служб необходимо проверить личность пассажира. А вот телефон и электронную почту в этом случае указывать не обязательно, пассажир может не сообщать их, если не хочет. И с 1 марта продавцы не должны будут требовать эти данные или отказывать в перевозке.

Заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Юрий Синельщиков заявил газете «Известия», что предложение правильное и нужное, он получит поддержку комитета на обсуждении. Депутат рассказал, что и сам сталкивался с подобными ситуациями.

Например, мне недавно потребовался осмотр зубного врача в частной клинике. Чтобы его провели, надо было заполнить анкету, в которой расписать свои данные и все болезни. Хотя это был только предварительный осмотр и, возможно, я бы не стал лечить у них зубы. Но в итоге я от этого осмотра просто отказался

Юрий Синельщиков

зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству

Зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов заявил, что законопроект нужно принять. Он указал на то, что многие компании «обнаглели». Они используют данные клиентов в личных целях, навязывая им дополнительные услуги. К тому же, часто информация о клиентах становится общедоступной, «сливается» в интернет, что способствует мошенничеству с данными.

Осторожней со штрафами

Однако инициативу поддержали не все. Политтехнолог Константин Калачев заявил «Известиям», что предлагаемое нововведение о защите персональных данных «носит характер полумер». По мнению специалиста, проблема заключается не столько в сборе, сколько в продаже личной информации о россиянах. То есть в первую очередь необходимо активизировать борьбу с продажей данных на черный рынок.

Юрист по гражданским, арбитражным и административным делам Василий Воробьев сказал «Ямал-Медиа», что сейчас нет каких-то норм, которые регулируют, какие именно данные разрешается собирать тем или иным организациям.

Нет нормативов о том, какие данные можно или нельзя собирать. Это все устанавливается предпринимателем. Если же он собирает эти данные и потом собирается как-то использовать, на это уже нужно обратить внимание, получить разрешение покупателя. То есть собирать данные и потом передавать их без разрешения лица, которому эти данные принадлежат, нельзя

Василий Воробьев

юрист

Член комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Олег Цепкин призвал внимательнее подходить к введению новых штрафов. Сенатор подчеркнул, что сначала нужно определить перечень данных, которые смогут собирать компании, и только потом вводить ответственность за нарушения. Об этом он сообщил изданию «СенатИнформ».

Надо последовательно двигаться. Когда мы вносим изменения в КоАП или УК мы делаем это только при наличии правил самой деятельности, а если их нет, они не прописаны в законе, то ставим сроки для этого или просто не одобряем такие законы. Пока не будут точно расписаны правила нельзя говорить о наказании за их нарушение

Олег Цепкин

Член комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству


Загрузка...