Прогулки по неведомым дорожкам. Эксперты раскрыли секреты притягательности киносказок
Эксперты рассказали о секретах популярности фильмов-сказок в канун Дня кино
Почему зрителей привлекают сказочные киноистории
Советская Золушка сначала покорила сердце своего принца, а вскоре завоевала любовь не одного поколения зрителей. Оля и Яло ненавязчиво учили октябрят и пионеров всей страны честности и взаимовыручке. Алиса, заглянувшая к нам в гости прямиком из будущего, дарила детям и взрослым веру в мечту.
Киносказки, как магнит, притягивают зрителей к экранам. Цифры — в подтверждение. «Золушку» Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро в год выхода (1947) посмотрели более 18 миллионов человек, картина стала четвертой в рейтинге советского кинопроката.
В 1957 году третьим по популярности среди кинопремьер оказался «Старик Хоттабыч» Геннадия Казанского с 40 миллионами просмотров. «Королевство кривых зеркал» Александра Роу в 1963 году увидели более 14 миллионов зрителей — внушительный результат с учетом того, что сказку смотрели преимущественно дети. И это только некоторые примеры.
Лидерам советского кинопроката не уступают современные волшебные истории. В 2023-м самую большую кассу собрал «Чебурашка» Дмитрия Дьяченко, на втором месте — «По щучьему велению» Александра Войтинского, с некоторым отставанием за ними идет «Баба Яга спасает мир» Карена Захарова.
Отечественная киноиндустрия продолжает гордиться фильмами-сказками и в 2024-м: в числе самых посещаемых кинопремьер оказались «Бременские музыканты» Алексея Нужного, «Летучий корабль» Ильи Учителя и «Сто лет тому вперед» Александра Андрющенко («Гостья из будущего» на новый лад).
Фантастическими сюжетами увлечены зрители по всему миру. Взрослые и дети не устают следить за приключениями героев «Властелина колец», «Хроник Нарнии» и «Гарри Поттера». В чем же секрет успеха волшебных историй?
«Киносказка — это возможность вырваться из реальности, и всегда есть ощущение, что все закончится хорошо. Кроме того, можно идти на просмотр всей семьей, не боясь, что детям придется закрывать глаза и уши. Свою роль играет и узнаваемость волшебных историй — мы все в той или иной степени выросли на них, знаем героев и сюжет», — так объясняет популярность фильмов-сказок кинокритик Дмитрий Бортников.
Сказки как живой тренд
Снятые в 1990-х отечественные фэнтези-фильмы не получили особой популярности. Впрочем, говорить о качестве съемок в то время не приходилось.
«Мы серьезно взялись за сказки в 2009-м, когда вышла «Книга мастеров» Диснея. Она была не идеальной, но стала базой, позволившей потом выйти трилогии «Последний богатырь».
Дмитрий Бортников
кинокритик
Фильм о приключениях сына Ильи Муромца оказался гораздо более успешным, чем первая попытка диснеевской экранизации русского фольклора. Увидев отклик зрителей, кинематографисты продолжили снимать фильмы-сказки. Правда, «киноволшебство» охватило весь остальной мир десятилетием ранее, начиная с «Гарри Поттера» и «Властелина колец» и вплоть до «Аватаров» Джеймса Кэмерона. Но Россия успела подхватить тренд, тем более что сказочной «базы» у нас всегда хватало.
«Усилился тренд за счет «безопасности» и огромного наследия, как книжного, так и анимационного. Кроме того, государство и инвесторы, видя рост популярности киносказок, с большим удовольствием и желанием выдают на них немалые бюджеты».
Дмитрий Бортников
кинокритик
У взрослых волшебные киноистории вызывают ассоциации с безопасным и счастливым детством. Поэтому они охотно идут в кинотеатры и приводят с собой детей — за счет этого в том числе получается большой охват аудитории.
Как создатели киносказок удерживают внимание зрителей
Фильмы-сказки полны архетипических образов, которые привлекают зрителей на бессознательном уровне. Они понятны всем — малышам, молодежи, людям среднего и старшего возрастов. С помощь архетипов магические истории учат вечным ценностям и законам жизни.
«Зрителям по-прежнему интересно понаблюдать за кознями злодеев. Вы никогда такими не будете, но последить за отрицательными персонажами — одно удовольствие. Еще одна вечно актуальная тема — «из грязи в князи».
Дмитрий Бортников
кинокритик
Не стоит недооценивать и роль технических особенностей картины, подчеркнул кинокритик. Внушительные бюджеты, спецэффекты, костюмы, декорации — все это способствует успеху проекта. Конечно, одной только зрелищностью картина не заслужит зрительской любви. Интерес аудитории во многом определяет богатый фольклор. Люди любят легенды, предания, народные песни, передающиеся из поколения в поколение.
«Кинематографисты все глубже закапываются в фольклор. Например, платформа Kion запустила очередной сезон успешной франшизы «Сергий против нечисти». На этот раз герои будут спасать мир от татарских и башкирских мифических персонажей. И сейчас чем глубже в этническую культуру, тем успешнее. Зрителям интересно, да и сами регионы такое активно поддерживают», — пояснил кинокритик.
А еще киносказки, несомненно, способствуют сохранению и популяризации культурного наследия, уверен Дмитрий Бортников. Они чудесным образом переносят людей в прошлое, дают возможность ощутить себя частью сказания, услышать вживую народные песни, узнать о традициях.
Культурный, психологический и другие аспекты популярности киносказок
Взрослые любят киноадаптации сказок ничуть не меньше, чем дети. Ностальгия и упомянутое чувство безопасности — лишь некоторые из причин феномена.
«Современные фильмы-сказки снимают на разных уровнях юмора и сюжета, поэтому каждое поколение считывает что-то свое. Тем более, у взрослого поколения были советские киносказки, которые стали их культурным кодом. Волшебные истории удовлетворяют запросам широкой аудитории зрителей. Они привлекают любителей путешествий и приключений, ценителей юмора и тех, кого завораживают альтернативные миры».
Дмитрий Бортников
кинокритик
Сказки влияют на поведение человека с детства и формируют общий жизненный сценарий, утверждает психолог Анастасия Валуева. В этом есть как позитивные, так и негативные моменты. Например, женщина, подобно Золушке, может всю жизнь напрасно ждать своего принца. С другой стороны, волшебные истории учат достигать целей, преодолевая препятствия.
«Человек, наблюдая за приключениями героя, совершает переход от проблемного состояния к желаемому, подключая при этом подсознательные ресурсы. Происходит трансформация маленького и слабого персонажа в сильного и значимого».
Анастасия Валуева
психолог
Вот почему так важно переосмысливать сказки либо намеренно подбирать истории с конструктивным сценарием, отмечает Анастасия Валуева. И тогда, ассоциируя себя с героем, мы можем научиться терпению, мудрости, целеустремленности.
Чего ждать от киностудий
Кинематографисты не собираются останавливаться в производстве волшебных адаптаций и, кажется, только набирают темп. В ближайшие годы зрители увидят на экранах домовенка Кузю, Хозяйку Медной горы, Царевну-Лебедь и других известных героев в современном прочтении.
Сказки стали главной темой VIII кинофестиваля «Горький fest», прошедшего в июле в Нижнем Новгороде. На нем представили 17 презентаций находящихся в работе волшебных киноисторий. Однако это лишь часть готовящихся проектов. Всего речь может идти о 70 сказочных кинокартинах, которые находятся на разных стадиях создания.
«За три-четыре года выйдет огромное количество фильмов-сказок, что приведет к уменьшению сборов. Люди будут выбирать только лучший контент, как это произошло с картинами о спорте».
Дмитрий Бортников
кинокритик
Как видим, любителям волшебства переживать за будущее сказочных киноадаптаций не стоит. Богатырям предстоит одолеть еще не одного колдуна, спасая прекрасных царевен. Зрителям же остается наслаждаться экранными приключениями и выбирать правильных героев для ассоциаций.
Ранее мы рассказали о маэстро саспенса Альфреде Хичкоке.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».