Проклятие Гермионы: как Эмма Уотсон стала заложницей одного образа
Британской актрисе Эмме Уотсон 15 апреля исполнилось 35 лет
Гермиона Грейнджер: проклятие ранней славы
Прилежная девочка с непослушными волосами определила карьеру Уотсон на долгие годы вперед. Роль Гермионы принесла актрисе мировую известность, несколько миллионов фунтов стерлингов и... эффект «заложницы одной роли»: зрители просто не могут представить ее в другом амплуа. Эмма так убедительно воплотила образ всезнайки с добрым сердцем, что буквально слилась с ним в восприятии публики. Но, как писали классики советской сатиры, «где ваши локоны?»...
После «Гарри Поттера», даже пытаясь играть иных персонажей, Уотсон неизменно транслировала одни и те же качества: немного занудную прямолинейность, интеллигентную строгость и некоторую зажатость в эмоциональных сценах. Впрочем, режиссеры кастовали ее именно за эти качества, превращая ограниченность актерского диапазона в «фирменный стиль».
Между университетом и кинопробами
После завершения поттерианы Эмма сделала неожиданный ход — поступила в Брауновский университет. Этот выбор демонстрировал ее желание не замыкаться в мире кино и интеллектуально развиваться за его пределами. Годы учебы прерывались съемками, хотя проекты она выбирала с осторожностью человека, боящегося совершить непоправимую ошибку.
«Балансируя между академическим образованием и съемками, я постоянно чувствовала, что занимаюсь не тем, чем должна в данный момент», — призналась Уотсон в одном из интервью.
Эта раздвоенность ощущалась и в ее работах того периода. «Хорошо быть тихоней» (2012), «Элитное общество» (2013), «Ной» (2014), — проекты разного калибра, но с одинаковой проблемой: Эмма играла в них, скорее, саму себя, чем своих персонажей.
Феминистка с красной дорожки
Параллельно с актерской карьерой Уотсон поддерживала образ интеллектуалки-активистки. Ее речь о гендерном равенстве в ООН стала вирусной, а кампания HeForShe получила международный резонанс. В этом амплуа она выглядела органичнее, чем во многих киноролях.
Феминистская повестка Эммы часто подвергалась критике за поверхностность и ориентацию на привилегированную аудиторию, но никто не мог отрицать ее искренность. «Я использую свою известность как инструмент привлечения внимания к важным проблемам», — объясняла актриса, превратившая свой публичный образ в околополитическое заявление.
Интересно, что эта деятельность почти не отразилась на выборе ролей. Мечтая изменить положение женщин в обществе, Уотсон продолжала играть героинь, чья ценность определялась через отношения с мужчинами.
«Красавица и чудовище»: пик карьеры или начало конца?
Роль Белль в диснеевском ремейке «Красавицы и чудовища» казалась идеальным выбором — умная, независимая героиня с любовью к книгам, практически взрослая версия Гермионы. Фильм собрал более миллиарда долларов в прокате, но критики отмечали отсутствие химии между Уотсон и ее партнером по фильму Дэном Стивенсом.
«В сценах с Чудовищем она выглядит так, будто мысленно составляет список покупок», — писали журналисты. Эта роль обнажила фундаментальную проблему актрисы — техническое совершенство при эмоциональной зажатости. Ее Белль была безупречна с точки зрения женского равноправия, но лишена той трепетной наивности, которая делала оригинальный персонаж обаятельным.
Затяжное молчание и незаметное возвращение
После 2019 года Эмма практически исчезла с киноэкранов. Перерыв, изначально объяснявшийся пандемией, затянулся. Появились слухи о завершении актерской карьеры, которые, впрочем, были опровергнуты ее агентом.
«Эмма не ушла из профессии, она просто стала избирательнее», — объяснял представитель актрисы. Однако такая избирательность граничила с бездействием. За последние пять лет, если не считать документалки о всё том же «Гарри Поттере», она появилась только в эпизодической роли в «Маленьких женщинах» Греты Гервиг, где ее талант потерялся на фоне ярких работ Сирши Ронан и Флоренс Пью.
Вечная Гермиона в мире, забывшем дорогу в Хогвартс
К своему 35-летию Эмма Уотсон оказалась в странном положении. Ее узнаваемость не соответствует реальным достижениям в профессии. Она слишком знаменита для ролей второго плана, но недостаточно разнопланова для главных.
Поколение, выросшее на «Гарри Поттере», уже не так эмоционально привязано к этой франшизе, а зрители-зумеры знают Уотсон преимущественно по мемам и социальным кампаниям. Вернуться ли в кино с новым подходом к профессии, сосредоточиться на активизме или найти третий путь, объединяющий ее таланты и общественную позицию, — со всем этим Эмма пока так и не определилась.
Но, независимо от выбора, она уже вписала себя в историю поп-культуры начала XXI века — не как великая актриса, но как символ целого поколения, выросшего вместе с ней на волшебных книгах и тоже пытающегося найти свой путь в мире, где, как оказалось, совершенно нет магии.
Тем временем российский актер Юра Борисов подписал контракт с крупным агентством Голливуда.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».