Увольнение лучше офиса. Российским компаниям посоветовали научиться работать удаленно
Свернуть удаленку
Исследование сервиса «Работа.ру» показало, что 27% российских компаний собираются полностью отказаться от дистанционного формата работы, когда ситуация с коронавирусом придет в норму.
Половина компаний (48%) готовятся вернуть с удаленки в офис всех своих сотрудников. Еще 14% переведут людей в офисы частично, пятая часть (19%) участников опроса планирует ввести гибридный формат работы и предоставить сотрудникам право выбора удобного для них режима. Остальные 19% компаний после спада заболеваемости оставят все как есть.
По данным исследования, в 45% компаний удаленно работают меньше десятой части сотрудников. От 10% до 30% работников трудятся дистанционно в 30% компаний. Еще 13% представителей бизнеса рассказали, что у них удаленно работают более 75% сотрудников.
Пандемийный тренд
Перевод сотрудников на удаленную работу был вынужденной мерой из-за пандемии коронавируса, но со временем тренд прочно закрепился на рынке труда.
По данным агрегатора hh.ru, с января по октябрь 2021 года количество вакансий для желающих работать удаленно выросло на 189% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигло 420 тысяч. При этом осенью 2021-го удаленную работу искали 1,2 миллиона россиян — это в три раза больше, чем в начале пандемии.
Руководитель службы исследований hh.ru Мария Игнатова пояснила газете «Известия», что наиболее приспособленными к удаленке отказались сферы IT и телекоммуникаций, страхование и консалтинг, финансовый сектор. Кроме того, дистанционный режим часто вводили для бухгалтеров и специалистов по продажам.
Сплошные преимущества
Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показал, что более чем половине россиян (64%) удобнее работать удаленно. В основном в пользу дистанционки высказывались жители Москвы и Санкт-Петербурга (75%).
Основатель и генеральный директор сервиса Superjob Алексей Захаров сказал «Ямал-Медиа», что для абсолютного большинства людей экономия времени на дорогу — главное преимущество дистанционной работы.
Для высококвалифицированных сотрудников это возможность работать на двух-трех работодателей одновременно, мультизанятость. Вместо одной большой зарплаты получать 3-4 поменьше
Алексей Захаров
основатель и генеральный директор Superjob.
По данным Superjob, среди людей, работающих удаленно, почти четверть (24%) имеет подработку. А люди, которые работают из офиса, имеют дополнительный заработок в два раза реже «удаленщиков».
Например, у главного бухгалтера основная нагрузка приходится на конец квартала или конец года. Физически он присутствует в офисе почти всегда, а работает в лучшем случае 15-20 минут в день. Если он начнет заниматься еще чьей-то бухгалтерией, будут вопросы, почему он на корпоративном компьютере работает на конкурентов. Если человек сидит дома, такого контроля нет
Алексей Захаров
основатель и генеральный директор Superjob.
Еще один плюс удаленки — возможность работать в других регионах с более высокими зарплатами. Мария Игнатова подчеркнула, что предприятия стали расширять географию найма и искать сотрудников из разных точек страны. Например, доля приглашений специалистов из регионов московскими IT-компаниями приблизилась к 72% осенью этого года.
В офис не пойдут
Хотя некоторые россияне готовы вернуться в офис, многие скорее уволятся, чем выйдут с дистанционки. Алексей Захаров пояснил, что у работодателей, которые жестко пытаются вернуть сотрудников с удаленки, работники уходят в компании, где не заставляют работать в офисе.
Либо работодатели научились работать дистанционно, у них есть регламенты, есть информационные системы, которые могут осуществлять удаленное взаимодействие. Либо не научились и пытаются по старинке, вручную контролировать людей. Они пытаются возвращать людей в офисы, потому что начальник должен видеть, что делают подчиненные. В итоге такие компании проигрывают
Алексей Захаров
основатель и генеральный директор Superjob.
По словам Захарова, удаленная работа — это данность. Это вопрос не про выгоду работодателя или сотрудника, а про отсутствие выбора. Если компании не работают с удаленными сотрудниками, они нигде не смогут найти других. Компромисса здесь нет — компаниям надо научиться работать с удаленными сотрудниками, чтобы их не потерять.