Мусор - в водород. Российские ученые нашли уникальный способ спасти планету от экологической и топливной катастрофы
Эколог Рыбальченко: самую перспективную технологию получения водорода придумали в России
Разработки в области водородной энергии множатся. В августе поезда Coradia iLint на экологичном и экономичном топливе запустили в Германии. Компания Rolls-Royce успешно испытала авиационный двигатель на водороде, который получают из энергии ветра и приливов. Французский производитель Airbus планирует ввести водородные авиадвигатели в эксплуатацию к 2035 году.
«Ямал-Медиа» пообщался о перспективах водородного топлива и успехах российских ученых в этой области с экологом, экспертом Общероссийского народного фронта Ильей Рыбальченко. Далее — прямая речь спикера.
Как получают водородное топливо?
В этом вся загвоздка. Свободного водорода нет. Если ископаемое топливо худо-бедно можно добывать, то водородного топлива просто нет. Его нужно создать. И тут самое интересное. Наиболее популярна технология добычи водорода из воды. Но для этого нужно потратить больше энергии, чем потом водород даст при сжигании. Иначе говоря, это все становится фикцией. Мы тратим на добычу топлива больше, чем оно даст потом.
Примечание редакции: существуют разные способы получения водорода. Ученые их совершенствуют и ищут новые, более эффективные пути. Недавно в российском НИУ МИЭТ научились синтезировать экологически чистый водород из нанооксидов меди. Это более дешевый и менее энергозатратный процесс, чем получение водорода из воды.
Безопасны ли водородные двигатели?
Конечно, использовать водород небезопасно. Он плохо сжижается, неэффективно горит. Представьте небольшой пожар или нагрев в таком двигателе. Что будет? Машина разлетится в клочья.
Водородные двигатели вызовут утяжеление машины. Понадобятся баки, которые должны будут выдерживать гигантское давление, и совершенно другая система безопасности. Придется возить с собой разнообразные порошковые системы пожаротушения, что превратит машину в источник повышенной опасности, оснащенный при этом кучей тяжелых систем безопасности. Не верится, что это реально. Тем более наука идет вперед быстрее.
Есть гораздо более перспективные технологии, чем водородные двигатели
Существенно более интересная технология — получение бензина из воздуха. Беспилотник в воздухе получает из него все необходимое и летит самостоятельно.
Примечание редакции: британские ученые научились делать бензин из воздуха еще в 2012 году. Компания Air Fuel Synthesis произвела топливо путем синтеза углекислого газа с испарениями воды.
Самый эффективный способ получения водорода придумали в России
Самую интересную систему придумал доктор физико-математических наук из Центра химической физики РАН Сергей Фролов. Уникальная технология есть только у нас в России.
Это детонационная парогенерация. Она позволяет практически из любого мусора получать водород в неограниченных количествах. Детонационные парогенераторы в простонародье еще называют пушками Фролова.
Технология позволяет разместить маленький блок (он практически умещается на фуре) на любом полигоне или свалке. За полгода установка благополучно «съест» эту свалку и превратит ее в водород. Это новый тип химической реакции, инновационный процесс. За этим будущее.
Водородная технология может быть крайне востребована в узкой нише получения водорода из мусора. В ней это экономически оправдано и достаточно безопасно. А получать водород из воды абсолютно бессмысленно.
А это безопасно?
Во вредном пластике есть хлор. При горении он идет в трубу, и там, в воздухе, соединяется с кислородом. Образуются токсичные диоксины, которые вредны даже в мельчайшей концентрации. Они вызывают онкологические заболевания и генетические мутации у всего живого, накапливаются, никак и ничем не разлагаются. Они существуют в природе тысячелетиями, и их становится только больше. Этого надо избегать. А как?
Нужно исключить горение пластика, то есть преобразовывать его в водород. С одной стороны, это спасение всего мира от диоксинов, а с другой — решение топливной проблемы. В другие способы на сегодняшнем этапе верится мало.
Инновационные двигатели внутреннего сгорания
Водородная энергия не будет доминировать в будущем. Главным направлением разработок будет повышение экологичности обычных двигателей внутреннего сгорания, в том числе через грамотную систему фильтрации и переход на комбинированные двигатели. То есть когда двигатель внутреннего сгорания сначала вырабатывает электроэнергию, а она движет машину.
Первые комбинированные двигатели уже вовсю выпускаются. Я думаю, что это не перспектива, а существующий тренд, который будет идти вперед. Будут более тщательная фильтрация и обработка топлива, переход с ископаемого топлива на пиролизное (топливо из автомобильных шин и других отходов резины — прим. ред.). Даже существующие машины вполне могут работать на смеси 50/50 бензина и пиролизного топливо.
Может ли вырасти спрос на наши технологии в условиях санкций?
Безусловно. Мне кажется, здесь самое главное — межведомственное взаимодействие.
С одной стороны, государство тратит миллиарды на создание системы межведомственного взаимодействия, где любой чиновник может нажать кнопку и послать запрос в любую другую организацию. Но при этом взаимодействие между Минпромом и РАН отсутствует вообще.
Минпромовские чиновники могут спросить: «Какие у нас есть последние технологии переработки и утилизации?» Почему они этого не делают, почему идет саботаж системы, в которую столько сил вкладывает наш премьер, — надо спросить у них.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».