Рассрочка станет прозрачнее для россиян: как изменится потребительское кредитование
Правительство РФ планирует ввести новые правила для сервисов рассрочки, которые защитят права потребителей. Об этом пишет mentoday.ru.
Что изменится в системе рассрочек
Владимир Путин поручил правительству и Банку России разработать меры по регулированию работы сервисов рассрочки. Планируется ввести обязательное раскрытие полной стоимости услуг и обязательств, а также ограничить возможность взимания платы за рассрочку только организациями, регулируемыми законодательством о потребительском кредитовании.
Новые правила должны повысить прозрачность работы сервисов-однодневок и защитить права потребителей, которые решили что-то приобрести при помощи рассрочки.
Правительство и ЦБ обязаны обеспечить россиянам, пользующимся услугами рассрочки, те же права, что и при потребительском кредитовании. Работающие в системе сервисы обяжут предоставлять полную информацию о стоимости услуг и обязательств, а также о возможности изменения условий. Также будет запрещено взимать плату за рассрочку для операторов, не являющихся профессиональными кредитными организациями.
Операторов сервисов рассрочки обяжут утвердить правила предоставления этой услуги в местах обслуживания пользователей, на своем сайте и в интернете. В перечне должны быть указаны ответственность пользователя за ненадлежащее исполнение обязательств, размер неустойки, штрафа или пени, порядок их расчета. В договоре с клиентом придется прописать срок рассрочки, количество и периодичность платежей, ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств. Сумма издержек оператора должен быть равна цене договора, а неустойка за просроченные платежи не может превышать 20% от суммы задолженности.
Взимать плату за рассрочку смогут только банки и микрофинансовые организации, чья деятельность регулируется законодательством о потребительском кредитовании.
Почему было решено пересмотреть требования к рассрочке
В России активно развивается рынок сервисов рассрочки. Они позволяют покупателям оплачивать товары и услуги частями, не оформляя кредит в банке. Продавцы получают полную стоимость покупки на счет без комиссий и длительных ожиданий, что благоприятно сказывается на продажах.
При этом без четкого регулирования в этой сфере некоторые сервисы могут скрывать полную стоимость услуг или вводить потребителей в заблуждение по поводу условий рассрочки.
Летом этого года в Госдуму уже был внесен законопроект о регулировании сервисов беспроцентной рассрочки. В пояснительной записке к документу говорилось, что инициатива поможет установить рамки для предоставления таких услуг.
Зачастую магазины, онлайн-платформы и туроператоры предлагают оплатить товары и услуги частями. Однако такая забота выходит их клиентам намного дороже. Посредники, пользуясь отсутствием контроля в этой сфере, могут устанавливать проценты за свои услуги выше, чем по кредиту. Кроме того, они вводят произвольные штрафы за несвоевременные перечисления и изобретают выгодные только им схемы.
Впервые в законе появится определение посредников, работающих на рынке BNP, а также перечислены причины, из-за которых компания может потерять право на осуществление этой деятельности. Предоставлять такую услугу может только юрлицо, а сведения о нем должны быть внесены в реестр операторов сервиса рассрочки. Компании необходимо располагать собственными средствами в размере не менее 5 миллионов рублей, без заемных денег и заложенного имущества. При этом оператору сервиса будет разрешено совмещать деятельность с кредитной или микрофинансовой, пишет «Парламентская газета».
Полномочия по получению бухгалтерской и финансовой отчетности от таких организаций, по проведению их проверок и ведению соответствующего реестра предлагается передать Центробанку.
Услуги операторов сервисов рассрочки должны стать для потребителей бесплатными. Это позволит ввести облегченное регулирование по сравнению с деятельностью банков и МФО.
Будут ли данные о рассрочках передаваться в бюро кредитных историй
Наибольшие споры вызвал вопрос передачи сведений о покупках в рассрочку в бюро кредитных историй. Дело в том, что человек может сделать сколько угодно покупок, при этом он не всегда готов расплатиться. Чтобы избежать таких ситуаций, оператор не передает данные о заключенных договорах в бюро кредитных историй при условии, что сумма приобретений не превышает 15 тысяч рублей.
В Госдуму поступили обращения от туристических агрегаторов, интернет-платформ и кредитных организаций, которые предлагают повысить лимит до 60 тысяч рублей. Они считают, что низкий порог нанесет ущерб бизнесу, создаст неудобства людям и предпосылки к появлению нелегальных предложений.
Соавтор законопроекта, глава финансового Комитета Госдумы Анатолий Аксаков пояснил «Парламентской газете», что он тоже придерживается мнения о необходимости лимита в 60 тысяч рублей. Парламентарий считает, что беспроцентную рассрочку вообще не стоит ограничивать. Пока на лимит в 60 тысяч рублей готовы согласиться и регулятор, и Минфин.
«В любом случае решение об увеличении суммы, от которой начинают действовать соответствующие требования, точно будет», — отметил Анатолий Аксаков.
Принятие законопроекта ожидается в ближайшее время. Новые правила должны вступить в силу не позднее 1 июня 2025 года.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».