Реформа высшего образования в России: что изменится
Член РАЕН Комков: Болонская система готовит непригодных специалистов
Образование надо менять
В послании Федеральному собранию 21 февраля президент России Владимир Путин заявил, что систему высшего образования в России нужно реформировать. Президент предложил вернуться к традиционному специалитету со сроком обучения от четырех до шести лет.
Если профессия требует дополнительной подготовки, продолжить обучение можно будет в магистратуре или ординатуре. А для тех, кто хочет связать жизнь с наукой, сохранится аспирантура. Путин подчеркнул: переход должен быть плавным. Госдуме, правительству и вузам необходимо будет продумать все до мелочей, так что быстрых изменений ждать не стоит.
Глава Минобрнауки Валерий Фальков в эфире телеканала «Россия 24» уточнил, что Россия никогда не входила в Болонскую систему, а значит, речь не идет о выходе из нее. Будет создаваться новая система, которая совместит в себе «все лучшее, что было в советском периоде и за последние 20 лет».
Безусловно, важна не длительность образовательной программы, а ее качество. Все выпускники школ получат возможность поступить в университет, получить базовое высшее образование, которого будет достаточно для успешной жизни и востребованности на рынке труда. А дальше — при необходимости — получить углубленное образование.
Валерий Фальков
глава Минобрнауки
Сейчас выпускники программ специалитета не могут поступить в магистратуру на бюджет. Новая система позволит продолжить обучение всем получателям базового образования, уточнили в пресс-службе Минобрнауки.
Как готовят «болонок-недоучек»
Руководитель Всероссийского фонда образования, сопредседатель движения «Образование для всех», член-корреспондент Российской академии естественных наук (РАЕН) Сергей Комков рассказал «Ямал-Медиа», что Болонская система образования формировалась в Европе с XVI века, а для России оказалась непригодной.
Сегодня сложился такой порядок: сначала мы готовим бакалавра, который напичкан неким объемом знаний общего характера, но не имеет представления о той специальности, по которой он будет дальше работать. Чтобы грамотно начать работу в той или иной отрасли, надо продолжить обучение в магистратуре. Но магистратура была платная на 80%, поэтому не всякий мог позволить себе обучение.
Сергей Комков
руководитель Всероссийского фонда образования
По словам Комкова, это привело к очень тяжелым последствиям. В России много дипломированных специалистов, «болонок-недоучек», которые не обладают нужными знаниями и навыками. Особенно это отразилось на медицине, педагогике, инженерном деле.
Надо вернуться
«Раньше подготовка проходила так: на первом курсе давали общие сведения, на втором курсе вводились элементы специальных программ, на третьем курсе начинались практика и специальные программы, а на четвертом, пятом и шестом курсах большое место занимала практическая работа. В результате на места приходили полностью готовые специалисты», — рассказал Комков.
По словам собеседника «Ямал-Медиа», совершенно очевидно, что к этой системе надо возвращаться. Важно учитывать, что Болонская система продолжает работать, поэтому необходим плавный переход, его нужно осуществить грамотно и четко, «без ломки». Это непростая задача для Минобрнауки и вузов, добавил Комков.
«Но я думаю, что с этим справимся, за два-три года преодолеем. А в некоторых вузах готовы это сделать уже в течение одного года», — заключил специалист.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».