Река Полябта: место для северного загара и гонок на оленьих упряжках
Как Полябта стала излюбленным местом отдыха жителей Салехарда
Об особенностях городской речки для отдыха и праздников читайте в материале «Ямал-Медиа».
Загорать можно, купаться нельзя
Салехард, как и большинство населенных пунктов на Ямале, окружен водоемами, часть из которых вкраплена в его улицы. Город стоит на правом берегу Оби, в месте, где в великую сибирскую реку впадает Полуй. При этом сама Полябта — правый приток Полуя. Речушка питается только снегом и дождем, поэтому после завершения весеннего паводка обычно сильно мелеет.
Горожане давно выбрали этот водоем местом для своего досуга и спортивных игр. Каждое лето муниципальные власти здесь оборудуют пляж — благо, песка вокруг много и местность ровная. Устанавливаются навесы от солнца, раздевалки, спасательная вышка, туалеты и урны.
Надзорные органы запрещают купаться в этой реке: официально на пляже можно только ловить загар в редкие жаркие дни ямальского лета. Хорошо и просто побыть одному или в компании на свежем воздухе, наслаждаясь покоем и живописными видами. Так, по информации ГУ МЧС России по ЯНАО, вода в реке не соответствует санитарным нормам, в ней слишком илистое, опасное для купающихся дно. К тому же в Полябте резкие перепады глубин от 7 до 12 метров. Именно поэтому салехардцам рекомендуется только греться на солнышке и не соваться в воду.
Однако, несмотря на предупреждения, каждый сезон находятся желающие искупаться в запретных водах. К сожалению, иногда такие заплывы оканчиваются трагически.
На берегу Полябты снежный волейбол сменяет сапсерфинг
Пляж Полябты удобен для игровых видов спорта: зимой и летом на нем проводят турниры по волейболу. На самой реке окружная Федерация гребного спорта, гребли на байдарках и каноэ организует тренировки и соревнования своих спортсменов по сапсерфингу. В прошлом году даже впервые прошел чемпионат по этой дисциплине на Кубок главы Салехарда.
На крутом берегу расположен и Центр активного отдыха «Горка-Парк». Круглый год посетители катаются на скоростной трассе с искусственным покрытием на тюбингах, а для их удобства работает бугельный подъемник.
Песчаный берег становится отличной площадкой для Дня молодежи. В это время тут разворачиваются спортивные и игровые мероприятия, а завершается программа всеобщей дискотекой под открытым небом.
День оленевода на берегу Полябты
Отдельно стоит остановиться на Днях оленевода. Полябта — это неизменная территория для главного ямальского праздника в Салехарде. Например, в 2023 году на берег реки съехалось более 300 тундровиков из разных уголков Ямала. Традиционно на застывшей реке размещают трассу для гонок на снегоходах и оленьих упряжек. Ставят более 20 тематических чумов. Работает ярмарка, куда приезжают не только ямальские сельхозпроизводители и национальные общины, но и предприниматели из Тюмени, Омска, Удмуртии, Башкирии, Москвы.
На национальный праздник, кроме местных жителей, приезжает до двух тысяч туристов.
В 2024 году День оленевода в окружной столице максимально сократили в связи с трагическими событиями в подмосковном концертном зале «Крокус Сити Холл». Из программы убрали все развлекательные и концертные номера.
Полябту ждут преобразования
По информации пресс-службы администрации Салехарда, этим летом Полябта значительно преобразится. Территория победила в народном голосовании за объекты благоустройства, которое проводилось на портале живёмнасевере.рф. Работы пройдут в рамках президентского проекта «Формирование комфортной городской среды» нацпроекта «Жилье и городская среда». Местные власти обещают, что река станет отличным местом для прогулок и отдыха.
«На берегу появятся кофе-точки, пешеходные и велосипедные дорожки, беседки и скамейки, игровые и спортивные площадки. Подключат новую систему освещения, построят дополнительную парковку на 80 машино-мест», — отметили в пресс-службе.
Прибрежной зелени также станет больше — планируется засадить деревьями и кустарниками участок в 700 метров.
На этот же сезон намечено строительство объездной дороги от лодочной станции до Обдорского острога. Крупный проект рассчитан на три этапа. Первые 390 метров проложат в нынешнем году, а еще 860 метров — в последующие два года.