Режим закрытого неба: зачем нужен план «Ковер»
Что такое план «Ковер» и при чем здесь противовоздушная оборона
Что такое план «Ковер» и что он значит для авиации — в материале «Ямал-Медиа».
«Ковер» — ни самолет, ни вертолет…
План «Ковер» в России стали применять гораздо чаще после начала специальной военной операции на Украине. Из-за периодических атак БПЛА противника тот или иной гражданский аэропорт приостанавливает прием и отправку рейсов. «Ковер» означает режим закрытого неба для всех летательных аппаратов. Все находящихся в этот момент в воздухе самолеты и вертолеты должны немедленно совершить посадку или выйти из определенной зоны. Как правило, она имеет радиус около 200 километров от контрольной точки аэродрома.
Сигнал «Ковер» подают войска противовоздушной обороны (ПВО) только в исключительных случаях. Точный регламент этого процесса закреплен в постановлении правительства РФ № 138.
Дежурные силы ПВО, обнаружив нарушителя воздушного пространства, сначала передают команду «Режим», требующую прекратить противоправное действие. Если нет положительной реакции, то ПВО переходит к сигналу «Ковер». И сразу же информация о границах зоны, где включен план, передается в центры Единой системы организации воздушного движения России. Также при внезапной опасности диспетчерская служба воздушной гавани может самостоятельно объявить эту команду, но только после консультации с военными специалистами.
Как работает план «Ковер»
Диспетчер ближайшего аэропорта на гражданских радиочастотах оповещает экипажи самолетов и вертолетов, о начале операции «Ковер», а силы ПВО передают соответствующий приказ на военных частотах. Параллельно Региональные центры Единой системы организации воздушного движения сообщают всем воздушным судам команду:
- Незамедлительно посадить все находящиеся в воздухе воздушные суда.
- Покинуть зону действия плана «Ковер» тем, кто не может приземлиться по различным причинам.
- Приостановить вылет и прием воздушных судов в аэропортах, находящихся в зоне действия плана «Ковер». В свою очередь, все воздушные суда обязаны выполнить требования: либо немедленно приземлиться, либо покинуть указанный район. За исключением истребителей-перехватчиков, направленных для борьбы с нарушителями пространства, и поисково-спасательных аппаратов МЧС.
При «Ковре» не проводят эвакуации пассажиров или других гражданских лиц из аэропорта. Однако из-за закрытия воздушного пространства неизбежно происходят задержки или отмены рейсов. Какие-то самолеты могут направить на запасной аэродром.
Когда вводится план «Ковер»
Силы ПВО подают сигнал «Ковер» лишь в случаях, регламентированных постановлением правительства (№ 138). Так, в пункте 176 этого документа значится, что небо закрывают в трех случаях:
- При незаконном пересечении воздушным объектом границы России.
- При появлении неопознанных летательных объектов и других материальных объектов.
- При применении оружия и боевой техники по воздушному судну-нарушителю.
Что будет, если игнорировать план «Ковер»
Воздушные суда, которые не выполняют требования плана «Ковер» могут быть сбиты. Причем на законных основаниях, согласно статье 177 «Об утверждении федеральных правил использования воздушного пространства РФ».
Пассажирам, находящимся в аэропорту, вообще ничего не требуется выполнять. Они могут спокойно дожидаться окончания действия плана и коротать время на свое усмотрение: пить кофе, читать книги и т. д. Но если объявят воздушною тревогу, им необходимо спуститься в бомбоубежище.
В качестве трагичного примера, когда был проигнорирован план «Ковер», часто приводят катастрофу южнокорейского самолета. По неясным причинам в ночь 1 сентября 1983 года авиалайнер, летевший из Нью-Йорка через Аляску в Сеул, дважды нарушил границу СССР над Сахалином. Причем его курс ложился на базу советских атомных подводных лодок. Военные ввели план «Ковер», но иностранное судно не реагировало, и его пришлось сбить. В пролив Лаперуза с лайнером упали 246 пассажиров и 23 члена экипажа — все погибли.
Примеры действия плана «Ковер»
В наши дни план «Ковер» задействуют в основном из-за украинских беспилотников, которые пытаются атаковать российские объекты инфраструктуры, включая аэропорты. Информация об этом периодически появляется в СМИ.
Вот лишь несколько примеров текущего года: 9 января 2024 года при атаке БПЛА план «Ковер» вводили в аэропорту Санкт-Петербурга Пулково и московском Внуково после обнаружения беспилотников в воздушном пространстве, а также на военных аэродромах в Московской и Калужской областях — Кубинка и Ермолино.
21 января 2024 года беспилотники стремились к нефтебазе в Туапсе, и режим «Ковер» объявили в аэропорту Сочи, находящемуся в 100 километрах от места событий.
31 января 2024 года временно закрыли аэропорт Пулково, так как на Санкт-Петербургский нефтеперерабатывающий завод «Невский мазут» упал дрон.
28 февраля 2024 года воздушное пространство над Пулково закрыли на два часа. Тогда отрабатывалось взаимодействие сил ПВО с гражданскими органами управления воздушным движением в Ленинградской области.
20 апреля 2024 года — «Ковер» ввели в международном аэропорту «Калуга» из-за БПЛА над Калужской областью.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».