«Сродни идиотизму». Автоэксперт раскритиковал инициативу РОАД повысить налоги для старых авто
Что предлагают сделать автодилеры
Повысить транспортный налог для машин старше 15–20 лет
Согласно законопроекту РОАД, для автомобилей возрастом от 15 лет и старше предлагается увеличить транспортный налог — например, с 10 до 15 тысяч рублей в год. Такие примерные данные привел в интервью «Газете.ру» президент ассоциации Алексей Подщеколдин, назвав такое повышение «щадящим».
Техосмотр 2 раза в год
Автодилеры предлагают обязать владельцев старых машин проходить техосмотр дважды в год. Кроме того, РОАД намерена включить в закон учет всего жизненного цикла автомобиля — от выпуска до утилизации.
Возродить программу утилизации с компенсациями
В качестве «пряника» для автолюбителей авторы документа предлагают выкупать старые машины у владельцев для последующей утилизации, компенсация может составить до 300–400 тысяч рублей.
РОАД предлагает вернуться к модели старых программ: клиент, сдавший машину в утиль, получает сертификат в размере примерно 20 % от стоимости нового авто — около 300 тысяч рублей при цене нового в 1,5 млн.
Зачем все это нужно
В РОАД объясняют инициативу заботой об окружающей среде (старые автомобили менее экологичные). Также автодилеры считают, что обновление российского автопарка положительно скажется на динамике количества ДТП в стране. Сейчас по статистике средний возраст авто на дорогах РФ достигает 16 лет. 40 миллионов автомобилей из 55-миллионного парка уже старше 10 лет.
Перспективы законопроекта
В РОАД могут подготовить законопроект и даже ознакомить с ним Госдуму, но вынести его на обсуждение могут только сами депутаты. То есть в парламенте должен найтись депутат или целая их группа, которые возьмут на себя смелость запустить инициативу в работу. Сейчас документ «дотачивается», полный его текст могут опубликовать уже в конце июля. Пока неясно, какие механизмы, по замыслу его авторов, должны будут содействовать его реализации. Например, транспортный налог регулируется Налоговым кодексом, а его конкретный размер определяют в регионах.
Реакция автоэкспертов на предложение о повышении транспортного налога
Сообщество автоэкспертов резко негативно восприняло инициативу российских автодилеров. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин назвал ее «антинародной». Главный редактор «За рулем» Максим Кадаков отметил, что у значительной части населения нет денег на покупку новых авто, особенно в условиях ставки Центробанка в 21% и высоких цен.
Рынок новых автомобилей в России балансирует на грани стагнации, а эксперты все чаще говорят о социальной напряженности, вызванной повышением цен, налоговым прессом и отсутствием доступных моделей, пояснил в разговоре с «Ямал-Медиа» автоэксперт Александр Гусаров.
Ситуация с доступностью автомобилей становится угрожающей, считает он. Покупатель оказался зажат между резким ростом цен и налоговой нагрузкой. Сегодня более 40% от стоимости автомобиля составляют различные налоги, сборы и утилизационные платежи — при этом, как подчеркивает эксперт, «никто так и не видел, кто, когда и как утилизировал эти машины».
Особое недоумение вызывает свежая инициатива РОАД (Российская ассоциация автомобильных дилеров), которая предлагает стимулировать обновление автопарка, предоставляя субсидии в размере 300–400 тысяч рублей при сдаче старого авто. Но, как указывает эксперт, за эти деньги в нынешних условиях невозможно купить даже самую бюджетную машину.
«Ни один отечественный производитель, ни китайский бренд не предлагают сегодня новые автомобили дешевле полутора миллионов рублей»
Александр Гусаров
автоэксперт
Помогут ли автокредиты
По мнению Александра Гусарова, расчет на банковское кредитование в этой схеме обречен. Многие россияне просто не смогут позволить себе платить высокие проценты, особенно в условиях нестабильного дохода. А риск лишиться машины за просроченный платеж делает саму идею займов для покупки авто «токсичной».
«Автомобиль такая вещь, что приставы легко приедут и заберут его, и человек останется ни с чем».
Александр Гусаров
автоэксперт
Эксперт считает, что подобная политика может иметь серьезные социальные последствия, особенно если будет реализована насильственная модель отказа от старого автотранспорта. Он напомнил, что парк автомобилей в России стареет, и для многих граждан личное авто — не роскошь, а единственный способ передвижения и заработка. «У людей просто физически нет денег, чтобы купить китайский «барабан» за два с половиной или три миллиона рублей. Это сумма, которую некоторые зарабатывают за 10 лет», — подчеркнул он.
Александр Гусаров также критикует РОАД за непоследовательность. Еще недавно ассоциация предупреждала, что из четырех тысяч автодилеров в стране более 300 уже закрылись, а около 30% оставшихся находятся на грани банкротства. В этих условиях идея заставить людей массово покупать новые машины выглядит не только наивной, но и опасной. «Они не спасут ситуацию. Люди не кинутся покупать автомобили, если у них забрать пятнадцатилетнюю машину. Это идиотизм. Реально сродни идиотизму», — резюмировал эксперт.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».