«Родители не хотят»: почему отменили концерт рейв-звезды Lida и что будет с его карьерой
Кто такой Lida
Настоящее имя шоумена — Николай Вячеславович Ромадов, о таких говорят «мальчик из хорошей семьи». Мама работала главным конструктором «Росатома», папа — техническим директором компании, на досуге переводил оперы с английского на русский. Однако весомый семейный культурный бэкграунд не помешал юному Николаю рано обнаружить в себе тягу к альтернативной музыке.
Он окончил музыкальную школу по классу фортепиано, но не пошел по проторенной дорожке классики, а начал с того, что еще в 14 лет создал школьную рок-группу. Тогда же он стал экспериментировать со звуком, под псевдонимом Deelay сводил треки для начинающих рэперов.
Свой творческий путь Ромадов начал в 2013 году с композиции «Мысли», вышедшей под псевдонимом Фрио. В 2017 году появился YouTube-канал, где Николай выпускал песни по мотивам игры Dota 2. Постепенно его музыкальный стиль эволюционировал от простых рэп-треков до узнаваемого поп-рок-рейв звучания, сочетающего энергичные биты, мощные гитарные партии и в каком-то смысле действительно провокационные тексты.
Известность к Николаю пришла с выходом альбома «Жабы атаковали планету Земля» в 2019 году, тогда он окончательно утвердился под псевдонимом Lida (с ударением на последний слог). Последующие пластинки — «Музло из гаражей» и «Моё имя Лида» (2021), «Новая рок-звезда» (2022) и «Дак Теилс 3» (2023) — закрепили за ним репутацию одного из самых самобытных представителей новой музыкальной сцены России.
Исполнитель продолжил активно экспериментировать с разными направлениями, что привлекло внимание других известных артистов и групп. В треклистах его альбомов можно найти коллаборации со Славой КПСС, ЛСП, DK, Toxi$, GSPD. В 2025-м, к своему юбилею, Lida записал композицию «Я тебе соврал» с самим Дмитрием Маликовым, который тоже всегда обеими руками за интересные эксперименты.
Личная жизнь Lida
Однако публичный образ эпатажного исполнителя контрастирует с довольно консервативной личной жизнью артиста. В 2024 году Lida женился на своей девушке Валерии, с которой до этого встречался 12 лет. Она сопровождает его в турах и, по словам самого музыканта, полностью разделяет его творческие устремления.
«Мы вместе с женой 13 лет и в прошлом году поженились прямо на сцене, и мы искренне разделяем и транслируем семейные ценности», — подчеркнул Николай в своем недавнем заявлении, противопоставив свою реальную жизнь создаваемому на сцене образу.
Скандал в Архангельске: что произошло
21 июня запланированный концерт Lida в Архангельске был отменен буквально за несколько часов до начала. Первоначально выступление должно было пройти в клубе М33, но за сутки до события площадка отказалась от проведения концерта. Организаторы экстренно перенесли мероприятие в бар «Руки Вверх», разделив его на два выступления, — в 16:00 и 19:00. Однако и этим планам не суждено было сбыться, пишет портал 29.ru.
Катализатором скандала стал пост в соцсетях региональной уполномоченной по правам ребенка Елены Молчановой, заявившей, что тексты песен Lida «являются открытой пропагандой пошлости и разврата». По ее словам, среди поклонников артиста есть дети, которые усваивают его творчество, где «активно используется ненормативная лексика, пропагандируется нарушение норм морали и асоциальный образ жизни». Она подчеркнула, что артист «открыто глумится над традиционными ценностями», и его творчество не должно звучать «в граде Архангела Михаила». Молчанова также призвала неравнодушных архангелогородцев «проявить активную гражданскую позицию» и не допустить «растления детей».
В результате концерт был отменен. После этого организаторы заявили о полном прекращении работы в Архангельске и фокусировке на других регионах.
«Но это были еще цветочки»: что сказала Мизулина
Отмена архангельского концерта могла бы остаться локальным инцидентом, если бы не вмешательство главы «Лиги безопасного интернета» Екатерины Мизулиной. В своем телеграм-канале она обвинила музыканта в «пропаганде педофилии и инцеста», предупредив, что концерты Lida могут отменить не только в Архангельске, но и в других городах России.
«Некоторые исполнители еще не поняли, что Россия уже давно другая. Они не сделали выводы из «голой вечеринки». Если они хотят читать со сцены порнографические фанфики с матом под видом песен, то никаких проблем — в закрытых клубах для своих друзей 18+», — написала она.
По ее мнению, родительские организации и уполномоченные по правам ребенка будут и дальше требовать отмены мероприятий этого и других исполнителей, «вплоть до митингов».
Ответ артиста: «Я абсолютно другой человек»
В ответ на обвинения Николай Ромадов выступил с развернутым заявлением в своем телеграм-канале, где признал, что в прошлом действительно создавал контент, который «мог шокировать людей», и принес за это извинения. Он подчеркнул, что старается удалять из интернета проблемные произведения и что его прошлое творчество «не отражает взгляды» и «не имеет отношения» к его нынешней деятельности.
«Как написала Екатерина Мизулина: «Россия уже давно другая», как и я — абсолютно другой человек», — отметил Ромадов.
Исполнитель указал на свой возраст (30 лет), крепкий брак и пропаганду здорового образа жизни в соцсетях как на доказательства своей зрелости и ответственности. Он также заверил, что на концертах «не произносит ни единого матерного слова» и транслирует «только позитивные мысли».
«Мы все меняемся, и хорошо, что в позитивную сторону!» — заключил артист.
Нет прощения: Мизулина не приняла извинений
Однако публичное раскаяние артиста не произвело впечатления на Екатерину Мизулину, которая в новом комментарии подчеркнула: «Речь не об одном конкретном треке. В песнях 2024—2025 годов всё то же самое — растление».
Ключевой момент ее заявления: «Если хотят продолжать зарабатывать на концертах, нужно идти в ногу со временем и думать о том, какой посыл они дают молодежи». Интересно, что фраза «идти в ногу со временем» в данном контексте обрела совершенно противоположный традиционному смысл: речь идет не о модернизации и прогрессе, а, очевидно, о возвращении к консервативной повестке.
«Этот процесс неизбежно будет продолжаться», — предупредила Мизулина, подчеркнув системный характер нового подхода к регулированию музыкальной индустрии.
Творчество должно быть актуальным и ответственным: мнение экспертов
Продюсер и музыкальный критик Павел Рудченко в своем комментарии к ситуации призвал исполнителей «задуматься о том, что они публично транслируют». По его мнению, которое он представил в беседе с «Ямал-Медиа», контент с ненормативной лексикой и спорным содержанием может существовать в закрытых источниках, но «выбрасывать этот мусор в публичное пространство не стоит».
«Речь идет о защите нашей молодежи от пагубного влияния некачественного контента», — подчеркнул эксперт, возложив часть ответственности на промоутеров и организаторов мероприятий, которые, по его мнению, руководствуются в первую очередь «капиталистическим интересом».
Рудченко также провел параллель с советским временем, когда «выступали команды, которых не приветствовали официальные деятели страны».
«Они несли определенную пропаганду и не соответствовали вектору, заданному руководством страны. То, что идет вразрез с общепринятым, может существовать в закрытых маленьких клубах или на квартирниках, чтобы этого не было в публичном пространстве. А зарабатывать миллионы на растлении нашей нации недостойно ни исполнителя, ни организатора, который на этом наживается», — подчеркнул он.
По мнению предпринимателя и музыкального продюсера Антона Пронина, причина отмены концерта Lida связана с содержанием его композиций. «Треки, находящиеся в топе «Яндекс Музыки», — это песни с сексуальным подтекстом и большим количеством ненормативной лексики. Честно говоря, я бы не хотел, чтобы мои дети слушали такую музыку», — добавил эксперт в интервью «Ямал-Медиа».
Что касается утверждений артиста о том, что он «семьянин на спорте», и маркировки «16+», то Антон Пронин как организатор концертов заметил: она не соответствует этому музыкальному материалу. Это определенно должна быть маркировка «18+», считает он.
«Можно ли считать реакцию Мизулиной сигналом нового наступления на молодежную культуру? Лично я считаю, что наша страна, находящаяся в ситуации противостояния, и тематика такого музыкального материала не когерентны — они кардинально не совпадают. И артист как человек, живущий у нас, должен понимать, каким образом его творчество влияет на происходящее и на слушателей. Я считаю, что разумная цензура в этом смысле — полезная вещь, потому что западное общество со вседозволенностью, на мой взгляд, явно деградирует, и это объективный факт».
Антон Пронин
предприниматель, музыкальный продюсер
«Отменят» ли артиста
Концертная деятельность Lida и других исполнителей давно уже на особом контроле: именно живые выступления вызывают наибольшее беспокойство у общественников и официальных органов из-за прямого влияния на молодежную аудиторию. Для музыкальной индустрии это означает необходимость пересмотра не только репертуара, но и всей стратегии продвижения артистов.
За архангельским инцидентом с Lida могут последовать отмены концертов и в других городах России, риск такого исхода достаточно велик, полагает Антон Пронин. «Если ситуация с его концертами попала в информационное поле, существует большая вероятность того, что проведение его концертов в других городах тоже будет под вопросом и пристальным наблюдением административных органов», — говорит он.
С другой стороны, скандал привлек к творчеству исполнителя дополнительное внимание, что может парадоксальным образом способствовать росту его популярности.
Но в целом ситуация отражает более широкий культурный конфликт в современной России, где сталкиваются актуальная тревожная повестка и вечное стремление молодого поколения артистов к свободе самовыражения. И в этом отношении пример Николая Ромадова показателен: даже публичное раскаяние и демонстрация приверженности семейным ценностям не гарантируют «амнистии» в новых реалиях.
Ранее мы рассказали, чем привлек повышенное внимание Мизулиной рэпер Xolidayboy, он же Иван Ржевский, и чем закончился скандал.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».