Россияне начали оплачивать коммуналку по новым правилам. Вот что нужно знать
Юрист Гусятников: за неправильный расчет платы за коммуналку можно получить компенсацию с УК
Почему в квитанциях за ЖКХ новые суммы
Жителям некоторых регионов начали приходить квитанции за услуги ЖКХ с обновленными суммами. Многие подумали, что коммуналка внепланово подорожала, однако это не совсем так. С 1 марта в стране изменились методы расчета нормативов на общедомовые нужды (ОДН): уборка, горячая и холодная вода, электричество и отопление на лестничных площадках, подъездах и лифтах.
Если в доме стояли только общие, а не индивидуальные счетчики, плату начисляли по фактическому потреблению. Когда расходы за месяц превышали установленную норму (в каждом регионе она своя), то излишки оплачивала управляющая компания.
Теперь расходы на ОДН в полном объеме возложили на собственников квартир. Для тех, кто платил за общедомовые нужды по факту потребления, в квитанциях почти ничего не изменится. А вот тем, кто платил по нормативам, придется раскошелиться.
В доме нет общих счетчиков — как платить?
Далеко не во всех многоквартирных домах есть общие счетчики, по которым начисляется плата за ОДН. Более того, не везде их можно поставить, например, если в доме старые коммуникации, рассказала Life ведущий юрист «Европейской юридической службы» Србуи Иващенко. В таком случае собственники будут оплачивать коммуналку по нормативам, добавил эксперт.
«Это касается горячей и холодной воды, электроэнергии и газа. Оплата отопления осуществляется одним из двух способов: в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года», — добавила юрист.
Оплата по нормативу невыгодна управляющим компаниям, поэтому они сейчас стараются установить счетчики во всех домах. Когда поставят новые приборы, жильцы начнут получать обновленные квитанции.
Почему в квитанциях большие суммы
Собственники квартир могут увидеть большие суммы в квитанциях из-за недобросовестных соседей. Например, с такой проблемой столкнулись жильцы девятиэтажки. В доме стоят четыре общедомовых приборов учета электричества. Два фиксируют расход на работу лифтов и освещение, другие — потребление квартир. Разница между показателями, которые передавали собственники и общедомовыми, составляла пять-семь тысяч киловатт. А все потому, что некоторые жильцы ставили магниты на счетчики или подключались к общедомовым коммуникациям.
Раньше разницу оплачивала управляющая компания, но после ввода новых правил счет придется закрывать жильцам. У некоторых собственников сумма увеличилась примерно на три тысячи рублей.
«Сейчас надо очень внимательно проверять суммы в квитанциях и при любых вопросах сразу же обращаться за разъяснением в управляющую компанию. Если вы обнаружили ошибку в расчетах, можно получить компенсацию в свою пользу с управляющей компании. Вам вернут переплату и еще 50% от излишне начисленной суммы», — рассказал старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Петр Гусятников.
На недобросовестных соседей необходимо жаловаться управляющей компании, отметил специалист. Если реакции нет, то можно обратиться за помощью в суд. Такие дела часто решаются в пользу жильцов.
«В дальнейшем это станет прецедентом для управляющей компании и уровень сервиса может стать лучше», — заключил Гусятников.
Самые актуальные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».