Российские банки начнут возвращать украденные мошенниками средства. Как это будет работать
Что известно о новых поправках к закону «О национальной платежной системе»
Для начала немного статистики: по информации Центробанка, за прошлый год со счетов россиян мошенники похитили 15,8 млрд рублей. Число успешных операций без согласия клиентов, в результате которых деньги уходили в карман преступникам, превысило 1 млн — на треть больше, чем в 2022 году. При этом банки вернули пострадавшим всего лишь около 9% от общего объема украденного. С января по март 2024 года было похищено 4,3 млрд рублей (немногим меньше, чем за тот же период в прошлом году), возмещено около 8%.
Согласно обновленному закону, банк обязан будет возместить ущерб, если он допустил перевод денег на мошеннический счет, находящийся в специальной базе Банка России. На это ему дается 30 дней с момента получения написанного пострадавшим заявления.
Также предусматривается двухдневный период охлаждения, в течение которого банк не будет переводить средства на сомнительные счета — об операции обязательно уведомят клиента. Также банкам запретят совершать операции обнальщикам, состоящим в базе МВД.
Подробнее — в нашем разговоре со специалистом.
Эффективной ли будет система возврата средств: мнение эксперта
«С 25 июля этого года банк, еще до списания денежных средств клиента, обязан осуществить проверку наличия признаков осуществления перевода денежных средств либо без согласия клиента, либо с согласия клиента, но полученного под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием.
Именно вот эти оба варианта будут считаться переводом денежных средств без добровольного согласия клиента. В этом случае банки будут обязаны возвращать клиенту денежные средства», — разъясняет Светлана Петрова, предприниматель, кандидат экономических наук, инвестор и эксперт по семейному капиталу.
Основным поводом для блокировок операций будет нахождение того или иного счета в «черной» базе дроперов Банка России, которая ежедневно обновляется, а апдейты регулярно рассылаются по всем банкам страны.
Если банк видит, что перевод уходит мошеннику-дроперу, то он обязан остановить транзакцию по платежному поручению, а перевод по системе быстрых платежей может и вовсе легко отменить. После чего в его обязанности входит сообщить об этом клиенту и предоставить рекомендации по снижению рисков.
Притом двухдневная заморозка лишь формальность — если банк уверен, что мы переводим деньги мошенникам, этот период запросов и отказов может буквально продолжаться до бесконечности.
В том случае, если банк все-таки пропустил перевод на мошеннический счет из базы и не уведомил клиента, он обязан в течение 30 дней вернуть полную сумму. Если же клиент потерял карту или ей воспользовались без его согласия, но он уведомил банк, а тот ничего не предпринял и списал средства — это тоже повод для возмещения. Однако срок будет дольше — 60 дней.
«Государство делает все в этом направлении, но для поднятия финансовой грамотности пока делается мало, не так много даже роликов по телевидению», — подчеркивает эксперт. — «Надо активно об этом рассказывать, и тогда борьба станет более продуктивной».
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».