http://Top.Mail.Ru
Российским школам предложили ограничиться 9 классами | Ямал-Медиа
06 сентября 2021, 11:24 (обновлено: 07 июля 2022, 06:52)

Российским школам предложили ограничиться 9 классами

Эксперты пояснили, почему среднее образование никуда не годится.

Российская система образования неэффективна и требует оптимизации, заявил заслуженный учитель России, историк Александр Снегуров. Он предложил сократить школьные программы с 11 до девяти классов. Эксперты, опрошенные «Ямал-Медиа», объяснили: сокращение ни к чему хорошему не приведет, ведь менять надо всю систему школьного образования.

«Я считаю, что можно пересмотреть программу. Что-то структурировать, что-то соединить. Девять классов, это не значит, что мы просто выбрасываем куски. Мы пересматриваем саму структуру, делаем эффективнее», — заявил Снегуров агентству Ura.ru.

По его мнению, после 11 лет обучения в школе человек измучен и раздражен. Снегуров уверен: в старших классах подростки ходят в школу только чтобы «досидеть», а сами готовятся к поступлению в вузы с многочисленными репетиторами.

Устали от школы

Детский психолог и нейропсихолог Наталья Наумова согласна со Снегуровым в том, что к концу старших классов дети сильно устают. Причину эксперт видит в том, что школьники изучают очень много предметов, которые при этом им не интересны.

Фото: BearFotos/shutterstock
Фото: BearFotos/shutterstock

Информация преподносится в сухом виде. Многие родители жалуются на то, что их ребенку ничего не интересно, кроме компьютера. А бедные дети прячутся за этим компьютером, потому что в школе все занудно и скучно, хотя предметы они изучают очень интересные и полезные

Наталья Наумова

Детский психолог и нейропсихолог

Академик Российской академии образования, главный научный сотрудник ФИРО РАНХиГС, доктор педагогических наук Анатолий Цирульников добавил, что современная система образования действительно вынуждает заниматься с репетиторами, поскольку школа не готовит к ЕГЭ и поступлению в вузы.

Те вузы, которые с уважением относятся к себе самим и к тому, кто будет у них учиться, прекрасно понимают, что ЕГЭ не дает им представления о том, кто к ним вообще поступает. Поэтому возникают другие формы: устные экзамены, собеседования, творческие задания. У родителей возникает необходимость подготовить ребенка к тем хорошим вузам, которые не удовлетворяются одним ЕГЭ

Анатолий Цирульников

Академик Российской академии образования, главный научный сотрудник ФИРО РАНХиГС, доктор педагогических наук

Нет смысла сокращать

Тем не менее, по словам Наумовой, оптимизация школьной программы и сокращение количества классов пока звучит «абсурдно». Психолог подчеркнула, что в 15-16 лет подростки еще не готовы к дальнейшим этапам образования и тем более к взрослой жизни.

Фото: Real_life_photo/shutterstock
Фото: Real_life_photo/shutterstock

Наши дети не готовы вступать во взрослую жизнь раньше. Благосостояние людей растет, и за счет этого уход за ребенком становится более тщательным. Все это не дает ему возможности развиваться как самостоятельной личности — дети остаются инфантильными достаточно долго

Наталья Наумова

Детский психолог и нейропсихолог

Детский нейропсихолог добавила, что сейчас лобные структуры головного мозга, позволяющие человеку контролировать свое поведение, развиваются только к 21-23 годам. Поэтому прежде чем менять систему образовательных мер, необходимо улучшить всю систему воспитания, чтобы население взрослело хотя бы к 18 годам.

Фото: Volodymyr TVERDOKHLIB/shutterstock
Фото: Volodymyr TVERDOKHLIB/shutterstock

11, 12, 15 или даже девять лет — это сильно не поменяет ситуацию. Родители прекрасно понимают, что школа никуда не годится. Это зависит не от количества лет, а от содержания образования, методов и форм. Я говорю не об отдельных хороших школах, которые раскиданы по стране. Я говорю о массовой ситуации, о государственной школе

Анатолий Цирульников

Академик Российской академии образования, главный научный сотрудник ФИРО РАНХиГС, доктор педагогических наук

Школа жизни

Эксперты сошлись во мнении, что система школьного образования нуждается в реформах. Однако оптимизации и сокращения школьных программ недостаточно — нужно внедрять эффективные практики, более адаптированные к реальной жизни.

«В стране, несмотря на очень неудовлетворительную систему образования, существуют продвинутые продуктивные практики. Дело не только в школе или в вузе. Дело в том, что в европейской терминологии называется информальное образование, а по-русски — образование жизни», — сказал Анатолий Цирульников.

По мнению академика, необходима такая реформа, чтобы образование становилось инструментом решения проблем местных сообществ и помогало изменить параметры среды. Цирульников привел в пример сельскую школу в якутском селе Баяга.

Там школы народных мастеров соединили с общеобразовательной школой, и постепенно в селе начали возникать маленькая гостиница, служба такси и грузовых перевозок, центр прикладных ремесел. Начала расти нормальная социальная инфраструктура деревни

Анатолий Цирульников

Академик Российской академии образования, главный научный сотрудник ФИРО РАНХиГС, доктор педагогических наук

Похожие практики используются и в одной из школ Калмыкии. Дети там активно участвуют в проектах, которые останавливают опустынивание калмыцких степей. Вместе с учителями, учеными, работниками заповедника они высаживают растения, завозят животных, учатся улучшать окружающую среду.

Фото: Artem Markin/shutterstock
Фото: Artem Markin/shutterstock

По мнению Натальи Наумовой, форму преподавания в школах действительно нужно менять. Обучение должно быть направлено не на зазубривание информации, а на то, чтобы школьники могли думать самостоятельно.

«Нужно делать интересное обучение, больше практической деятельности, больше интересных фактов. Чтобы ребята действительно чувствовали, что они успешны и у них все хорошо получается. Чтобы основная нагрузка была все-таки не на память, а на то, чтобы ребята могли воспринять информацию, додумать — развивали свое мышление. Самое главное — научить ребенка мыслить, рассуждать и принимать верное решение», — заключила Наумова.


Загрузка...