Русскому музею в Санкт-Петербурге исполнилось 130 лет
На данный момент коллекция Русского музея насчитывает более 400 тысяч экспонатов, охватывающей историю русского искусства с X по XXI век. Русский музей обладает самым крупным собранием русского изобразительного искусства в мире. Ежегодно его посещают около 2,5 миллионов гостей. Сегодня Русский музей — наряду с Лувром — в пятерке самых посещаемых музеев мира.
К 130-летнему юбилею Русского музея «Ямал-Медиа» расскажет о некоторых известных шедеврах из его коллекции.
Иван Айвазовский. «Девятый вал» (1850)
Эту картину по праву считают вершиной романтического морского пейзажа. Сияющий рассвет над штормовым морем Айвазовского часто сравнивают с рассветами на полотнах другого мариниста — Вильяма Тернера. Кстати, британец высоко ценил картины русского коллеги и даже посвятил ему стихи.
Иван Айвазовский написал картину за 11 дней, почти не отрываясь от холста. И для него это довольно долгий срок: обычно он справлялся быстрее.
«Девятый вал» первоначально приобрели для галереи Эрмитажа, но после открытия Русского музея она переместилась туда и стала одним из первых шедевров коллекции.
Марк Шагал. «Прогулка» (1917-1918)
На картине целых три главных героя: сам Марк шагал, жена художника Белла Розенфельд и их родной город Витебск, который стал аллегорией Иерусалима. Кстати, жена Шагала была его маяком, музой, натурщицей. Искусствоведы подсчитали, что ее облик можно увидеть более чем на 2 тысячах полотен Шагала.
Шагал зашифровал в этом полотне пословице о синице и журавле. Только интерпретировал ее по-своему: в момент влюбленности возможно удержать и то, и другое одновременно — взять от жизни все.
Прогулка — часть триптиха, в который входят еще картины Шагала «Двойной портрет» и «Над городом». На «Двойном портрете» герои готовятся к полету, а «Над городом» уже летят вместе. Сейчас эти произведения живут своей жизнью. Полотно «Над городом» находится в Третьяковской галерее. «Двойной портрет» был подарен художником в 1949 году парижскому музею Центру Жоржа Помпиду. Картина Марка Шагала «Прогулка» является частью экспозиции Русского музея.
Василий Поленов. «Христос и грешница» (1888)
Поленов задумал эту картину еще студентом. На ее создание ушло больше 20 лет! Художник оставлял ее, но после десятилетнего перерыва вновь вернулся к работе и завершил картину в 1888 году.
Василию Поленову было важно исторически достоверно передать природу и внешность библейских героев. Он специально ездил на Ближний Восток, где сохранились типажи времен Христа. Самого Иисуса Поленов писал с друзей-художников: Исаак Левитана и Константина Коровина. Первый был красавец с библейской внешностью и сердцеед, второй — благообразный бонвиван.
По библейскому сюжету, разъяренная толпа привела к проповедующему Христу на суд женщину, которую застали за прелюбодеянием. Толпа требует, по закону Моисея, побить ее камнями, а Христос отвечает: «Кто без греха, первый брось в нее камень. Изначально Поленов хотел назвать картину «Кто из вас без греха?».
Михаил Врубель. «Шестикрылый серафим» (1904)
«Шестикрылый Серафим» Михаила Врубеля — это глубоко символистское произведение искусства, которое через свои формы, цвета и образы передает сложные духовные и философские идеи. Врубель, мастерски используя свои художественные приемы, создает картину, которая остается в памяти и вызывает сильные эмоции, заставляя зрителя задуматься о высших сферах бытия.
Картина полна движения и энергии. Шестикрылый Серафим, кажется, парит в воздухе, его крылья развеваются, создавая ощущение легкости и невесомости. Врубель мастерски передает динамику и сложность формы, что делает изображение живым и волнующим.
Врубель написал своего серафима в 1904 году, на пике душевной болезни. В то время он находился в психиатрической клинике Федора Усольцева в Подмосковье, где его лечили от депрессивных эпизодов. Позже выяснилось, что психиатрические проблемы Врубеля были вызваны нейросифилисом.
Илья Репин «Бурлаки на Волге» (1873)
Это одна из самых известных и замечательных картин Ильи Репина, принесшая ему мировую славу.
Над картиной «Бурлаки на Волге» художник начал работать еще в студенческие годы. В 1868 году он впервые увидел бурлаков на Неве и был поражен видом оборванных, впряженных в лямку людей, особенно по контрасту с гуляющей публикой.
Картина писалась с натуры, на широких волжских просторах, куда художник уезжал на целое лето причем не единожды. На ней изображена группа изможденных и усталых людей, которые с великим трудом тянут баржу. Жаркое палящее солнце нещадно над этими людьми. Каждый из бурлаков — реальный персонаж, с которым художник общался порой на протяжении многих месяцев. Каждый наделен живым лицом со своими судьбой, характером, внутренним миром.
Репин закончил картину в марте 1873 года. Она была впервые выставлена в Санкт-Петербурге, а затем на Всемирной выставке в Вене. В столице Австрии полотно завоевало бронзовую медаль. Именно с этого момента началась европейская известность великого русского живописца.
Илья Репин выслушал и немало критики. Российский министр путей сообщения в 1873 году негодовал: «Ну какая нелегкая вас дернула писать эту нелепую картину? Однако Репину покровительствовал сам великий князь Владимир Александрович, который купил «Бурлаков» за 3000 рублей и повесил в своем петербургском дворце. После 1917 года картина была перевезена в Государственный Русский музей.