http://Top.Mail.Ru
С доставкой на дом: банки начали вводить новую систему защиты от мошенников | Ямал-Медиа
16 февраля 2024, 12:53 (обновлено: 16 февраля 2024, 13:24)

С доставкой на дом: банки начали вводить новую систему защиты от мошенников

Сотрудники финансовых организаций решили приезжать к своим клиентам на дом. Предполагается, что доверительное общение в неформальной обстановке значительно увеличивает шансы уговорить людей не переводить платежи аферистам.

Сотрудники финансовых организаций сегодня готовы даже приехать к клиенту домой, если не могут по телефону убедить его отказаться от подозрительной операции. О новой системе защиты от мошенников рассказали в крупном российском банке. Подобные практики переубеждения внедряют и другие игроки банковской сферы. По мнению экспертов, метод вполне жизнеспособен, но вряд ли удастся применять его массово, пишут «Известия».

Клиенты, попадая в сети мошенников, зачастую просто не слышат сотрудников банков, которые уговаривают их воздержаться от необдуманных переводов. В связи с этим финансовые организации начали внедрять новый метод защиты. Его суть заключается в личном общении с потенциальной жертвой. Система уже работает в «Тинькофф». О действующей разработке рассказал Олег Замиралов, заместитель руководителя центра экосистемной безопасности банка на сессии «Противодействие кредитному мошенничеству» в рамках Уральского форума по кибербезопасности в финансах.

Фото: Andrey Arkusha/Shatterstock/Fotodom
Фото: Andrey Arkusha/Shatterstock/Fotodom

Банк блокирует подозрительные операции. После этого сотрудники финорганизации связываются с клиентом и объясняют опасность дальнейших действий. Если по телефону это сделать не удалось, то к потенциальной жертве мошенников отправляется представитель банка. Личная встреча помогает уговорить человека не совершать сомнительный платеж. Ежемесячно «Тинькофф» проводит до трех тысяч таких встреч, которые, по словам Олега Замиралова, весьма эффективны. Эксперимент начался в прошлом году, а в этом система вышла на «промышленный» уровень. Функция доступна по всей России.

Представители компании проходят специальное обучение. Когда они приезжают к клиенту домой, то привозят с собой записи разговоров мошенников и их переписки со своими жертвами. В каком-то из сценариев клиент узнает произошедшее с ним и может выйти из заблуждения. Общие фразы в тяжелых случаях не работают, уверен Олег Замиралов.

Банк проводил пилотный проект, к которому подключились психологи и правоохранители. Совместно они дорабатывали шаблоны так, чтобы во время звонка в речи содержались кодовые слова-возражения и методики, помогающие расположить клиента к себе и вызвать у него доверие. В ситуациях, когда человек после блокировки перевода и звонка сотрудника финорганизации все равно желал завершить операцию, его направляли в полицию.

Фото: Antonio Guillem/Shatterstock/Fotodom
Фото: Antonio Guillem/Shatterstock/Fotodom

Переубедить получается 95% людей. Настаивают на транзакции, как правило, те, кто планирует вложить деньги в финансовые пирамиды. Несмотря на то, что они осознают риск, такие клиенты почему-то считают, что успеют быстро заработать и покинуть опасную зону.

«Некоторые клиенты даже как будто впадают в транс, и вывести их из этого состояния дистанционно очень сложно. Именно поэтому приходится высылать специальную бригаду скорой антимошеннической помощи, чтобы уберечь их от потери денег».

Олег Замиралов

заместитель руководителя Центра экосистемной безопасности «Тинькофф»

Подобный метод используется и в Сбербанке — опасные операции блокируются, клиента в несколько этапов убеждают ничего не переводить мошенникам. Иногда человеку предлагают посетить отделение банка, подключить к диалогу сотрудника службы безопасности, психолога или близкое окружение.

Начальник департамента кибербезопасности банка «Зенит» Олег Волков говорит, что не всегда есть возможность выехать к клиенту. В некоторых населенных пунктах нет представительств банка. При этом общение по телефону тоже приносит свои результаты.

 Фото: EugeneEdge/Shatterstock/Fotodom
Фото: EugeneEdge/Shatterstock/Fotodom

В Росбанке, по словам директора департамента информационной безопасности Михаила Иванова, стараются выявлять опасные операции на раннем этапе и предотвращать их без согласия клиента.

В России уже принят закон, согласно которому банки обязаны проверять все переводы физических лиц на наличие мошенничества и сверять их с базой ЦБ. Если клиент пытается отправить деньги на сомнительные счета или транзакция не внушает доверия, то банк вправе приостановить ее на два дня.

С июля 2024 года начнет действовать новая мера защиты клиентов от мошенников. Если финансовая организация допустила опасный перевод, то она должна будет вернуть все деньги человеку, пострадавшему от рук аферистов.

Безусловно, личная встреча повысит доверие к банку и поможет клиенту избежать атаки мошенников, но важно помнить, что злоумышленники часто убеждают людей отправиться в отделение — например, чтобы оформить кредит или обналичить деньги. Этих пользователей тоже необходимо защищать, отметила руководитель исследовательской группы Positive Technologies Ирина Зиновкина.

Фото: Aleks2410/Shatterstock/Fotodom
Фото: Aleks2410/Shatterstock/Fotodom

В реализации этого проекта могут возникнуть сложности, уверен руководитель аналитического центра компании Zecurion Владимир Ульянов. По его мнению, нововведения увеличат издержки банка. Использовать систему для всех клиентов вряд ли удастся. Возможно, это получится только в отдельных ситуациях для самых состоятельных людей. Также выездная практика может породить очередную мошенническую схему.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...