С любовью к себе: почему все чаще взрослые люди знакомятся со своим внутренним ребенком
«Внутренний ребенок»: что за явление, когда появилось
Это слегка искаженное понятие, взятое из транзактного анализа. Психика действительно состоит из разных частей, фигур, субличностей. Называть их можно по-разному. В транзактном анализе это части: Взрослый, Родитель, Ребенок и их разновидности. Это не просто три фигуры, их больше, и у каждой свой функционал, пояснила «Ямал-Медиа» клинический психолог Ксения Петрова.
Концепцию о трех эго-состояниях личности разработал психолог и психиатр Эрик Бёрн. Этот метод помогает специалистам в терапии. При его помощи можно разобраться в деталях поведения человека и особенностях его общения с другими людьми. Термины «родитель» и «взрослый» так и остались в пределах концепции, а вот «внутренний ребенок» стал народным «творчеством».
Внутренний ребенок
Это эго-состояние отвечает за мечты, эмоции, страхи, опрометчивые поступки. При доминировании этой субличности человек испытывает повышенную тревожность, сильно реагирует на события. Для него каждая мелочь становится катастрофой, поэтому внутреннему ребенку важно ощущение безопасности и стабильности
Внутренний родитель
Формируется по опыту взаимодействия со значимыми взрослыми. Человек копирует родителей, воспроизводит их в общении с окружающими. Внутренний родитель — это социальные нормы поведения, правила, установки, демонстрирующие, как можно, а как нельзя себя вести. Если преобладает Родитель, значит, человеку придется делать только то, что «надо». Про «хочу» придется забыть.
Внутренний взрослый
У развитой личности стоит между Ребенком и Родителем. Это состояние психики не зависит от возраста, отвечает за объективное восприятие ситуации, логику, реализм и анализ. Взрослый понимает свои ресурсы, просчитывает риски и заставляет нас вести себя не так, как хочется, а так, как необходимо
Для счастливого состояния нужно найти баланс между тремя эго-состояниями. Но часто это невозможно сделать из-за травмированной детской субличности.
«Чаще всего термин «внутренний ребенок» используют не профессиональные психологи, а те эксперты, которые сами себя назначили психологами. Почему именно его? Ну, это же вызывает эмоции. Тема детей в обществе имеет большую ценность. А тут еще и свой собственный внутренний ребенок. Это создает много надежд и иллюзий. Внутренний ребенок не имеет ничего общего с инфантилизмом. Это часть психики со своими функциями. У нас есть почки, желудок, кишечник. И что будет, если они не будут работать с взаимной синхронизацией, которую осуществляет мозг? Мы заболеем и развалимся на части. Психика устроена так же. Только это нельзя увидеть на УЗИ и МРТ», — отметила Ксения Петрова.
Для чего нужен «внутренний ребенок»: инфантилизм или норма
По словам Ксении Петровой, инфантилизм — это тотальное потребление: человек в такой ситуации думает только об удовлетворении своих потребностей. В советское время это понятие заменяли на «паразитизм». Если человек не заинтересован в том, чтобы приносить пользу другим, он инфантилен.
«Чем это опасно? Для него ничем, кроме ситуации, когда он кому-то не нравится, когда он не получает то, чего хочет. Для социума такие люди как минимум бесполезны, максимум вредны, когда нарушаются социальные нормы ради личной выгоды. Изжить инфантилизм окончательно нельзя. Это социальное явление, такое же, как безработица, например. Можно стремиться к взрослому отношению к жизни. И нужно это делать, конечно. При этом, полностью избавиться от детской позиции части социума невозможно. Более того, в рамках психики каждого индивида нормально иногда, время от времени быть в детской позиции. Главное, чтобы это было иногда. Адекватно ситуации», — подчеркивает психолог.
Человек запоминает все, что с ним происходило в разные минуты жизни. Если в детстве он был любим родителями, его уважали, то внутренний ребенок будет здоровым, доверчивым по отношению к окружающим, говорится на сайте Московского института психологии. Если обижали, во взрослой жизни всегда появляются проблемы:
Эмоциональные реакции. Недолюбленные в детстве люди во взрослом возрасте часто ощущают тревогу или страх быть отвергнутым. Это влияет на самооценку.
Поведение в отношениях. Если детские травмы не проработаны, взрослый может не доверять партнеру. Это приводит к частым конфликтам или избеганию близости.
Решения и выборы. Люди, которые в детстве не чувствовали себя в безопасности, могут стремиться к стабильности и избегать риска во взрослой жизни, даже если это мешает их личностному развитию.
Самооценка и уверенность. Внутренний критик, сформировавшийся в детстве, подрывает веру в собственные силы и способности, что мешает достижению успеха.
Страхи и тревоги. Они не исчезают даже у взрослых людей. Например, страх быть осмеянным или отвергнутым часто препятствует социальным контактам и карьерному росту.
Способность к радости, играм. Внутренний ребенок отвечает за нашу способность радоваться жизни, получать удовольствие от простых вещей. Детские травмы не дают радоваться жизни, поэтому взрослые чувствуют психологический дискомфорт, не могут расслабиться.
Признаки, что внутренний ребенок травмирован
Травмированная субличность проявляется во взрослой жизни по-разному. Такие люди боятся быть брошенными или отвергнутыми, поэтому часто они ревнивы, требуют постоянного подтверждения любви и внимания, чрезмерно привязываются к партнеру, становится жертвой созависимых отношений
У них возникают проблемы с личными границами. Они не умеют их устанавливать или защищать. Поэтому такие люди могут стремиться угождать другим или, наоборот, выстраивать стену между собой и окружающими.
Эти личности стыдятся своих эмоций. Они считают, что выражение чувств — это проявление слабости или что их эмоции не имеют значения. Подавление эмоций приводит к эмоциональному выгоранию.
Травмы детства делают людей подозрительным. Человек ожидает подвоха, боится рисковать. Из-за низкой самооценки он не верит, что может нравиться кому-то, избегает ответственности, возводит вокруг себя эмоциональные барьеры, чтобы защититься от новых страданий.
Эти люди боятся разочаровать окружающих. Они уступают в спорах, жертвуют своими интересами, соглашаются на неудобные для себя условия, лишь бы только не ссориться или не попасть в неприятную ситуацию, где они станут ненужными.
Детские травмы приводят к развитию различных зависимостей: алкогольной, наркотической, игровой или пищевой. Это своеобразный уход от боли и неприятных эмоций, с которыми человек не может справиться.
Травмированную субличность характеризуют беспричинные страхи, сильное беспокойство. Такие люди находятся в состоянии повышенной готовности к опасности, не могут расслабиться.
Специалисты подчеркивают, что иногда полезно проявлять здоровый эгоизм, заставлять себя действовать не в интересах окружающих, а в своих собственных. Перед принятием решения надо сделать паузу и спросите себя: хорошо ли это для меня, нужно ли мне это? Обратите внимание на чувства и интуицию. Если вас наполняет спокойствие и радость — значит, решение соответствует вашим истинным потребностям. Если возникают тревога или напряжение — скорее всего, это неправильный для вас выбор. Отдавать предпочтения стоит тем решениям, которые поддерживают и укрепляют.
Чтобы познакомиться со своим внутренним ребенком, можно внимательно рассмотреть свое детское фото и понаблюдать, какие ощущения вы испытываете. Возможно, возникла нежность, любовь или радость, а может быть, пренебрежение, желание критиковать. Знакомство начинается с вопроса: что я испытываю к себе маленькому, когда я уже взрослый?
Познакомиться с ребенком можно и через эмоциональные ситуации. Например, распались романтические отношения, и один из партнеров чувствует себя покинутым. Значит, есть детский опыт, когда родители оставляли ребенка одного, не объясняя причину, или один из родителей ушел из семьи. С точки зрения взрослой позиции расставание — это внутренняя опора: я остаюсь, я по-прежнему живу, дышу, делаю, поддерживаю себя или обращаюсь за поддержкой. Нахождение в детской точке в трудные моменты жизни, приводит к чувству беспомощности и излишней самокритике.
Какие еще есть формы инфантилизма и чем они опасны
Инфантилизм возникает по разным причинам, он имеет свои возрастные рамки и механизмы, пояснила гипнолог, регрессолог, мастер НЛП и сертифицированный психодиагност Екатерина Черкасова.
- Психофизический инфантилизм — этот видов инфантилизма проявляется у детей в возрасте от семи до восьми лет, но отчетливо прослеживается только к подростковому возрасту. Механизм запускает совокупность генетических, биологических и социальных факторов. Подросток 15–16 лет проявляет интерес к детским играм, имеет худощавое телосложение и мелкие черты лица, несоответствующие возрасту. Такие дети капризны и наивны, как правило несамостоятельны. С возрастом негативные черты сглаживаются, но полностью не проходят.
- Психический инфантилизм — обнаруживается в 13–16 лет и затрагивает сферы интересов и поведения человека. Для таких детей характерны трудности в согласовании своих желаний с интересами других людей, неспособность к гибкости поведения. Им чуждо чувство долга и ответственности. Механизм возникновения завязан на незрелости наиболее молодых структур головного мозга, обычно систем лобной (прифронтовой) коры и их связей. С возрастом, прохождением психологической поддержки и работы над саморазвитием большинство подростков могут постепенно преодолевать инфантильные черты и развивать зрелость. Но при органическом поражении мозга или серьезных психических патологиях требуется комплексный подход специалистов, включая психиатров и психологов.
- Дисгармоничный инфантилизм — обнаруживается в зрелом возрасте, но отдельные черты проявляются в подростковом периоде. Это сочетание обычных черт инфантилизма, но представляет собой взаимодействие негативных качеств характера и психологической незрелости. Механизм возникновения связан с нарушением функции гипофиза и половых желез, не исключено негативное воздействие окружающей среды, неполных семейных отношений, давления общественных стереотипов.
- Соматогенный инфантилизм — это форма вызвана физиологическими причинами, такими как нарушение функции органов и систем организма, может проявится в любом возрасте. Недоразвитие или задержка в психическом и поведенческом развитии человека связаны с конкретными физическими проблемами или заболеваниями. Механизм основан на формировании психической незрелости в на фоне симптомов основной патологии, астенических проявлений.
- Инфантильный стиль личности или инфантилизм, возникший в результате воспитания. Он закладывается родителями, сверстниками. Это специфическая ситуация, которая проявляется у взрослого человека, отдалившегося от семьи и говорящая об ошибках в воспитании. Чрезмерная опека, ограждение от реальности, потакание капризам и прочее не закалит человека. Осознание этого состояния и готовность к изменению могут привести к развитию личности.
Как проявляется «внутренний ребенок»
Внутренний ребенок — это метафора, которая подразумевает опыт, полученный в детстве. Когда мы взрослеем, внутри нас остается детская часть личности, которая мечтает, радуется, играет и хочет чего-то добиться. Это наши базовые потребности и взаимоотношения, которые складывались в период взросления, наше воспитание и мысли. Чаще всего люди, говоря о внутреннем ребенке, подразумевают все, что связано со сферой желаний, потребностей и даже обид, подавляемых с детства, рассказала «Известиям» руководитель молодежного движения «Дружина», медицинский психолог Ольга Щербакова.
Однако задача любого ребенка — развиться, вырасти и стать взрослым. В идеале — быть взрослым родителем. Но иногда все то, что присуще ребенку, продолжает влиять на некоторые взрослые реакции, страхи и модели поведения. Поскольку потребности внутреннего ребенка никуда не исчезают, важно научиться слышать этот детский голос внутри себя.
Если человек глух к нему, то возникают депрессия и апатия, а когда приходится жить, исходя лишь из установок «надо» и «должен», возможны сложности с жизненной энергией, профессиональной реализацией, творчеством. Перекос в любую сторону в этой ситуации не идет во благо человеку, уверена Ольга Щербакова.
Почему возникла мода на термины из психологии
Идея Эрика Бёрна о трех частях личности получила самостоятельное развитие за пределами транзактного анализа и стала популярной, потому что изменилась культурная парадигма. Раньше акцент ставился на выживании и социальной адаптации. Люди должны были уметь держать себя в руках и контролировать свое поведение, например не плакать.
«Когда старшие видели нас плачущими, то говорили: «Не плачь, не расстраивайся, все будет хорошо». То есть была задача собраться, выжить, не распускать эмоции. Постепенно, по мере того как психологические знания начали распространяться, люди стали понимать, что связь со своими эмоциями, их признание, легализация — это важно», — разъяснила «Известиям» клинический психолог, руководитель реабилитационной программы Клиники доктора Исаева Татьяна Метелева.
По словам эксперта, постоянно подавляя свои чувства, человек становится несчастливым. Поэтому люди, обращаясь к идее внутреннего ребенка, начали выражать те эмоции, которые раньше были разрешены только детям. При этом важно понимать разницу между словами «потакать» и «заботиться». Заботиться о внутреннем ребенке — значит признавать свои чувства и давать себе возможность эти чувства легализовать, утешиться или попросить о поддержке.
Речь не идет о том, чтобы делать все, что хочется. Внутри есть личность родителя, которая должна, заботясь о своем ребенке, устанавливать безопасные границы. Зрелая и рациональная часть личности — внутренний взрослый — принимает решения, основываясь на фактах, а не на детских страхах или мимолетных эмоциях. Взрослый все анализирует и только потом принимает решения, договаривается, берет на себя ответственность, прогнозирует результаты действий. Он слышит потребности ребенка, учитывает их, но использует здоровую часть внутреннего родителя. Однако иногда люди превращают голос «внутреннего ребенка» просто в обвинение родителей, говорит Татьяна Метелева.
Вина родителей может стать очень удобным объяснением всех проблем. Она снимает с человека ответственность за его действия. Отсюда возникает черно-белое мышление и прокручивание обид, а также самооправдание, например нежеланию что-то делать, разъяснила Татьяна Метелева.
По ее мнению, мама и папа оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка, на его самооценку, способы взаимодействия с миром, стратегии выживания и адаптации. Но при этом не стоит забывать о влиянии среды, сверстников, школы, педагогов, других людей.
Родители — это ответственность, установление границ, рамок, обеспечение безопасности ребенка. Здесь тоже часто возникают разночтения. Например, взрослый человек обвиняет родителей в том, что у него в детстве были очень жесткие границы, ему многого не позволяли. Но границы нужны, потому что это форма заботы, проявление ответственности, считает Метелева.
Негативное проявление родительского воспитания — это эмоциональное пренебрежение, игнорирование чувств ребенка, обесценивание его мнения, «условная любовь» за хорошие оценки или послушание, неадекватные требования, завышенные ожидания, постоянная критика без поддержки, нарушение личных границ, гиперопека, гиперконтроль, перекладывание ответственности на несовершеннолетнего, когда ребенку приходится решать проблемы взрослых: например, он оказывается втянутым в родительские конфликты, эмоционально поддерживает мать или отца, берет на себя функции взрослого в эмоциональном смысле.
Стоит ли возвращаться в прошлое
Постоянное копание в детских обидах и жалобы обделенного ребенка не дадут ничего хорошего. Пережевывание прошлого, застревание в обидах и поиски виноватых — это путь к инфантильности. Важен анализ прошлого. Терапия помогает человеку взять на себя ответственность за свою жизнь, уверена Татьяна Метелева.
Когда человек застревает в прошлом и пересказывает одну и ту же боль, не делая шагов к пониманию и изменениям, он попадает в состояние руминации (постоянного прокручивания в голове негативных, депрессивных или тревожных мыслей и воспоминаний). В этом случае он остается в позиции жертвы, получая от своего положения вторичные выгоды: постороннее внимание, оправдание своего бездействия, эмоциональную разрядку. Как результат — наступает инфантилизация.
Клинический психолог рекомендует брать за основу не блоги и посты в соцсетях, а хорошие, полноценные книги. Можно смотреть вебинары, проходить доступные курсы, участвовать в группах поддержки. Хорошо помогают практики осознанности, медитация, ведение дневника чувств, творческие формы самовыражения. Есть много способов, большинство из них доступны бесплатно или с минимальными финансовыми вложениями.
Баловать своего внутреннего ребенка тоже необходимо, но только с позиции заботливого и разумного родителя: можно разрешать себе радость, спонтанность, отдых, удовольствие, но сохраняя границы своей безопасности, критическое мышление и трезвую оценку последствий.
Ранее мы писали о том, зачем люди по всему миру начали заводить невидимых питомцев.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».