http://Top.Mail.Ru
«Садись, Иванов, 62». Какие ямальские школы перейдут на новую систему отметок | Ямал-Медиа
28 июня 2022, 13:18

«Садись, Иванов, 62». Какие ямальские школы перейдут на новую систему отметок

Почему «трояку» нужно делать «ребрендинг», почему контрольная работа должна «стоить» больше домашней, и можно ли в школе обойтись вообще без отметок? Об этом в эксклюзивном интервью «Ямал-Медиа» рассказал заместитель директора регионального института развития образования Станислав Ивженко.

Уже более 17 лет в педагогической среде идет обсуждение необходимости изменения системы оценивания в школах, рассказал Станислав Ивженко. На прошедшем 1 июня Ямальском педагогическом совете решили с сентября 2022 года начать внедрение новых систем в выбранных в качестве пилотных школах Губкинского, Нового Уренгоя и Муравленко.

Никаких революций в этих учебных заведениях не произойдет, заверил ученый. В некоторых из них уже внедрены элементы этих систем — средневзвешенной, безотметочной и накопительной. Например, в Муравленко учителя уже три года выставляют средневзвешенные оценки. Каждый вид работ, выполняемых учениками, имеет разный «вес». Контрольная работа «весит» 10 баллов, а домашнее задание — три.

Фото: fizkes /Shutterstock.com
Фото: fizkes /Shutterstock.com

Несмотря на некоторое недовольство поначалу, система понравилась школьникам и учителям: она понятна и справедлива. Справедлива — потому что контрольная работа действительно важнее домашнего задания: время на ее выполнение ограничено, а пользоваться учебниками и подсказками родителей нельзя. Теперь, если ученик получил пять за домашнюю работу и три — за контрольную, средний балл у него будет уже не четыре, а ниже.

Безотметочная система тоже появится в ямальских школах. Ее использует система образования Финляндии, — одна из лучших в мире. Оценки финские учителя ставят только начиная с 8-го класса.

Сама шкала оценок может быть любой — пятибалльной, десятибалльной, даже стобалльной, это должны решать учебные заведения, подчеркнул Станислав Ивженко. В некоторых российских школах такие системы, пока непривычные для нас, уже внедрили, и ямальские педагоги изучают опыт коллег.

Главное, считает ученый — это критерии, по которым выставляются оценки. Одна из больших проблем российского образования, считает он, — то, что четких критериев нет. Порой ученик, а еще чаще — его родители не понимают, за что и почему поставили ту или иную отметку.

Критерии должны быть понятны всем — и педагогам, и ученикам, и родителям.

Станислав Ивженко

заместитель директора регионального института развития образования

Школьникам полезно привыкать к различным системам оценивания, считает Станислав Ивженко. В современных вузах их используется много — балльно-рейтинговая, накопительная, средневзвешенная… Студентам будет легче освоиться, если они столкнутся с ними еще в школе.

Высшая школа экономики провела исследования, в результате которых ученые выяснили, что 74% детей нравится учиться, потому что их заставляют это делать родители, 10% — потому что родители покупают подарки за хорошие отметки, а еще для 10% приоритет — порадовать отцов и матерей. Из этой статистики ясно, что родители придают большое значение оценкам детей, отмечает ученый. Это значит, что обсуждать любые изменения нужно и с ними, а не только в педагогической среде.

Фото: Syda Productions /Shutterstock.com
Фото: Syda Productions /Shutterstock.com

Изменить систему оценивания без родителей будет тяжело, подчеркнул Станислав Ивженко. Изменения повлияют на качество отношений всех участников учебного процесса. Но если родители понимают, по каким критериям выставляется отметка, у них снижается уровень тревожности и остается меньше вопросов к школе по поводу успеваемости их ребенка.

Качественных изменений систем оценивания пока не происходит, потому что все считают, что изменив ее, мы не повлияем на качество образования. Но если мы изменим именно критерии, если ребенок будет четко понимать, почему и за что он получает отметку, это скажется на результатах.

Станислав Ивженко

заместитель директора регионального института развития образования

При заявленной пятибалльной системе, в российских школах, по сути, используется трехбалльная. Единицу почти никогда не используют, двойку — редко, а ставя тройку, учителя порой на самом деле «держат в уме» именно неуд. Тройке нужен «ребрендинг», считает ученый.

Именно школа и родители ее учеников должны решать, какую именно систему внедрять в образовательном учреждении, уверен он. Ни в коем случае реформа не должна быть навязана свыше. Ученые и специалисты департамента образования могут лишь дать рекомендации.

Конечно, проще, когда все унифицировано и единообразно. Но так это не работает. Лучше, чтобы у каждой школы была своя система оценивания, которую педагоги должны обсудить с родителями. Если школа приняла решение ввести, к примеру, систему средневзвешенных оценок, надо пригласить родителей и объяснить им, чем она хороша.

Станислав Ивженко

заместитель директора регионального института развития образования

Полную версию интервью смотрите на нашем канале VK-видео.

Самые актуальные новости — в нашем Telegram-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...