Сандро Боттичелли и его идеал красоты: жизнь и судьба живописца эпохи Ренессанса
1 марта исполняется 580 лет со дня рождения живописца Сандро Боттичелли
Биография Сандро Боттичелли
Тайна фамилии
Датой рождения будущего великого художника значится 1 марта 1445 года. Он появился на свет во Флоренции, в семье кожевника Мариано ди Джованни Филипепи и его супруги Смеральды, став самым младшим из четырех детей. Его настоящее имя — Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи.
Откуда взялась фамилия Боттичелли, точно не известно. Биографы продолжают спорить по этому поводу. Прозвище могло появиться благодаря занятиям торговлей двух старших братьев: botticelle — это бочонок.
Вторая версия гласит, что прозвищем Сандро «наградил» брат Джованни, так как мальчик в детстве был довольно упитанным. Часть исследователей утверждают, что новую фамилию живописец получил от брата Антонио, когда постигал ювелирное искусство, ведь «battigello» переводится как «серебряных дел мастер».
Детство и юность
В молодости Боттичелли трудился в ювелирной мастерской, куда его приняли в качестве ученика, затем был недолгий период обучения в художественной мастерской фра Филиппо Липпи. Когда мастер уехал из Флоренции, Сандро нашел другого наставника — Андреа Верроккьо. Одновременно с Боттичелли у Верроккьо учился и Леонардо да Винчи.
Самые известные работы Боттичелли
Творческая биография Боттичелли началась в 1469 году. Его первой самостоятельной работой считают «Аллегорию силы», она вышла из-под кисти молодого художника в 1470-м, и ее сразу приобрел Торговый суд Флоренции. Сейчас картина находится в галерее Уффици.
На ранних работах автор часто изображал Мадонн. Самой известной стала «Мадонна Евхаристии», датированная примерно 1470-м годом. Он также пишет библейские сюжеты и портреты. Позже в картинах мастера появляется узнаваемый стиль: яркие краски, емкие и экспрессивные образы. С помощью охры и теней он передает оттенки кожи, его рисунки становятся все более «живыми», а точнейшая проработка деталей придает изображению изысканность и утонченность.
В портретах особое внимание художник удалял лицу, мимике, глазам, даже рукам. Попытки Боттичелли понять человека через внешний облик помогали ему передавать на холсте внутренний мир и чувства героев.
Знаменитая работа 1470-х годов «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи» до сих пор остается загадкой. Существует мнение, что это автопортрет. Есть и версия, согласно которой Боттичелли позировал родной брат Антонио. Также предполагают, что на холсте изображен автор-разработчик медали или один из представителей семьи Медичи.
В любом случае знаменитое флорентийское семейство сыграло большую роль в жизни художника. Он был близко знаком с Лоренцо Великолепным и другими членами семьи Медичи, принимал участие в культурной жизни двора, где собирались художники, поэты и философы. Известное во всем мире полотно «Поклонение волхвов» донесло до наших дней лица всего семейства и даже их свиты. Есть там и сам Боттичелли: он изобразил себя в правом углу.
Постепенно популярность Сандро Боттичелли вышла за пределы родного города. Картины молодого художника понравились папе Сиксту IV, тогда он получил заказ на роспись стен в недавно построенной капелле в Риме. Там Сандро лично написал три фрески, в числе которых «Искушение Христа», а также одиннадцать портретов пап. Спустя три десятка лет за роспись потолка в Сикстинской капелле примется Микеланджело, и о ней узнает весь мир.
Новаторство Боттичелли
Боттичелли придерживался традиционных художественных методов, но использовал и инновации. Именно он придумал наносить цвета тонкими слоями, которые называл «насыпными», и дополнительно покрывать темные-зеленые и красные пигменты глазурью.
Для получения телесных тонов он использовал полупрозрачные слои охры, киновари, белил, разбавляя краску водой или маслом. Зрелый Боттичелли работал такими тонкими мазками, что переходы были практически незаметны. Он рисовал женщин с бледными, словно фарфоровыми, лицами, используя едва заметные оттенки розового.
В качестве декоративного элемента мастер применял измельченное и смешанное с яичным белком золото. На некоторых его картинах видны едва заметные следы от штриховки несколькими слоями краски, что, по оценке современных искусствоведов, создает объемный 3D-эффект.
Самые известные картины Боттичелли
Главные шедевры в своей творческой биографии Боттичелли создал уже после возвращения из Ватикана: это картины «Весна», «Рождение Венеры», «Паллада и кентавр». Искусствоведы находят в этих работах характерные черты: особую пластику линий и некий «музыкальный» колорит. Благодаря тонким нюансам автор смог создать на полотне гармонию и ритм.
В числе наиболее известных работ — иллюстрации для «Божественной комедии» Данте. Боттичелли выполнил целую серию рисунков пером на пергаменте по мотивам поэтического шедевра. До наших дней дошли лишь несколько. Продолжает художник писать и полотна на религиозную тематику: «Мадонна с младенцем на троне», «Мадонна Магнификат», «Мадонна с гранатом» и многие другие.
В этот же период Боттичелли создал серию картин, посвященных приключениям Настаджо дельи Онести — героя одного из рассказов «Декамерона» Бокаччо.
Единственная точно датированная работа художника относится к 1500 году. Полотно «Мистическое рождество» считают главным достижением того периода и последней из значимых работ автора.
Это время стало кризисным для художника. На его творчестве сказались политические перемены. Большое влияние во Флоренции получил Джироламо Савонарола, который объявил предметы роскоши вне закона и даже устраивал их публичное сожжение. Жителям теперь надлежало вести аскетичный образ жизни и молиться о спасении души. Картины мастера становятся все более мрачными, из них исчезает легкость и яркость, которую так ценили поклонники его таланта.
Завершающими работами художника стали картины из жизни римлянок Лукреции и Виргинии, а также сцены из жития святого Зиновия.
Личная жизнь художника
Боттичелли посвятил свою жизнь творчеству, он не был женат. Но известно, что на протяжении нескольких лет предметом страсти художника была Симонетта Веспуччи — первая красавица Флоренции и дама сердца Джулиано Медичи. Именно она изображена на многих полотнах Боттичелли, с нее он писал свои самые известные образы.
Девушка умерла от туберкулеза в 1476 году, когда ей исполнилось всего 23 года. К слову, у самого Боттичелли прямых наследников тоже не осталось.
Последние годы жизни Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли умер 17 мая 1510 года в бедности, одинокий и всеми покинутый. Ему было 65 лет. Художника похоронили на флорентийском кладбище церкви Всех Святых.
Имя гениального живописца было надолго забыто, работы его не пользовались популярностью. Только в XIX веке имя Боттичелли вновь вернулось в число величайших в истории искусств.
Работы Боттичелли вдохновляли мастеров не только в эпоху Возрождения. В XIX веке английские художники-прерафаэлиты восхищались утонченной красотой образов его картин и заимствовали у гения Ренессанса лаконичную и нежную манеру изображения человеческих чувств.
Ранее мы писали, что в музее итальянского города Брешии посетительница случайно повредила картину XVI века. Полотно отправили на реставрацию.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».