http://Top.Mail.Ru
Джин Хэкмен: 7 лучших фильмов с актером | Ямал-Медиа
27 февраля 2025, 13:19 (обновлено: 19 марта 2025, 04:37)

Семь фильмов, сделавших Джина Хэкмена легендой Голливуда

В возрасте 95 лет скончался один из величайших актеров американского кино второй половины XX века — Джин Хэкмен. «Ямал-Медиа» вспоминает лучшие роли звезды Голливуда.

Молчаливый гигант большого кино

27 февраля 2025 года стало известно о смерти Джина Хэкмена, двукратного обладателя премии «Оскар». Его талант проявился относительно поздно: свою первую заметную роль он сыграл в 37 лет — в фильме «Бонни и Клайд» (1967), — но почти сразу затмил многих более молодых и «гламурных» коллег.

В отличие от нынешних селебрити, Хэкмен практически не выставлял напоказ свою личную жизнь, редко давал интервью и не пытался строить из себя интеллектуала, рассуждающего о тонкостях актерского мастерства и хитросплетениях политики. Он просто работал. Суровый полицейский Попай Дойл, безжалостный шериф Литтл Билл, изворотливый Лекс Лютор — Хэкмен был одинаково убедителен в образах как положительных, так и отрицательных персонажей.

Топ-7 фильмов с участием Джина Хэкмена

«Французский связной» (1971)

Фильм, который принес Хэкмену его первую статуэтку «Оскар». Роль детектива Джимми «Попая» Дойла стала не просто успехом — она стала определяющей для целого жанра полицейского экшена. Картина рассказывает о сложной операции по разоблачению международной сети наркотрафика между Марселем и Нью-Йорком.

Кадр из фильма «Французский связной»/20th Century Fox Film Corporation/D'Antoni Productions/Philip D'Antoni Productions/Schine-Moore Productions/kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Французский связной»/20th Century Fox Film Corporation/D'Antoni Productions/Philip D'Antoni Productions/Schine-Moore Productions/kinopoisk.ru

Актер создал образ полицейского, который балансирует на грани закона и беззакония, чьи методы работы вызывают вопросы, но эффективность — неоспорима. В легендарной сцене погони за угнанным поездом метрополитена Хэкмен продемонстрировал невероятную физическую самоотдачу. В свои сорок с лишним актер выполнил все трюки сам. Режиссер Уильям Фридкин вспоминал, что Хэкмен так глубоко погрузился в роль, что порой его поведение на площадке пугало съемочную группу.

«Разговор» (1974)

Если бы не выход «Крестного отца 2» в том же году, «Разговор» наверняка принес бы Фрэнсису Форду Копполе еще один «Оскар». А Хэкмену — еще одну номинацию или награду.

В этой параноидальной драме актер сыграл Гарри Кола, специалиста по прослушке, который случайно становится свидетелем подготовки возможного убийства. Это, пожалуй, самая интровертная и психологически сложная роль в карьере Хэкмена. В сцене, когда его герой понимает, что неверно интерпретировал ситуацию, и драма вдруг стала трагедией, камера просто фиксирует лицо актера, и за маской профессионального хладнокровия проступает неподдельное человеческое сострадание.

Кадр из фильма «Разговор»/Paramount Pictures/The Coppola Company/American Zoetrope/The Directors Company/kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Разговор»/Paramount Pictures/The Coppola Company/American Zoetrope/The Directors Company/kinopoisk.ru

Гарри — человек, посвятивший жизнь подслушиванию чужих разговоров, но при этом патологически оберегающий собственную частную жизнь. В финале картины он в поисках «жучков» разносит свою квартиру и, не найдя, обреченно играет на саксофоне.

«Супермен» (1978)

Когда Хэкмена пригласили на роль Лекса Лютора в «Супермене», многие были удивлены. Серьезный драматический актер, обладатель «Оскара» — и вдруг злодей в комиксоиде? Но Хэкмен доказал, что способен быть органичным в любом жанре, от криминальной драмы до фантастического блокбастера.

Кадр из фильма «Супермен»/Dovemead Films/Film Export A.G./International Film Production/kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Супермен»/Dovemead Films/Film Export A.G./International Film Production/kinopoisk.ru

Его Лютор стал образцом для всех последующих интерпретаций этого персонажа. Это антигерой с долей самоиронии, что делает его обаятельным даже в злодействах.

«Миссисипи в огне» (1988)

В этой драме Алана Паркера, основанной на реальных событиях, Хэкмен сыграл агента ФБР Руперта Андерсона, расследующего убийство правозащитников в расистском южном городке. Это роль, которая идеально соответствовала его амплуа, — харизматичный, жесткий, но глубоко порядочный человек.

Кадр из фильма «Миссисипи в огне»/Orion Pictures Corporation/kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Миссисипи в огне»/Orion Pictures Corporation/kinopoisk.ru

Герой Хэкмена несет в себе чувство вины за свое прошлое и причастность к колониальной культуре, которая никуда не делась из южных штатов. Он нашел способ это искупить через служение справедливости, но использование насилия против насильников не всегда оправданно.

«Непрощенный» (1992)

Второй «Оскар» Хэкмен получил за роль Малыша Билла Даггета — шерифа вымышленного городка Биг Уиски. Это самоуверенный тиран, держащий в страхе местное население.

Что удивительно, Хэкмен изначально отказался от этой роли, посчитав персонажа слишком жестоким и одномерным. Но Клинт Иствуд, режиссер и исполнитель главной роли, убедил его принять участие в проекте.

Кадр из фильма «Непрощенный»/Warner Bros. Pictures Co./Malpaso Productions/Гемини/kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Непрощенный»/Warner Bros. Pictures Co./Malpaso Productions/Гемини/kinopoisk.ru

«Непрощенный» — вестерн об иллюзии справедливости и о том, как легко власть превращается в тиранию. Шериф в исполнении Хэкмена — человек, искренне верящий, что насилие оправданно, если оно служит порядку. Он хочет создать цивилизованный город, но его методы — глубоко варварские. В финальной сцене в голосе Хэкмена слышится не столько злоба, сколько недоумение человека, который до последнего уверен в своей правоте.

«Фирма» (1993)

Фильм Сидни Поллака исследует тему морального выбора в мире, где успех часто зависит от готовности закрыть глаза на зло. Герой Хэкмена — пожилой юрист Эйвери Толэр, который давно смирился с компромиссами и убедил себя, что служит благой цели, отмывая деньги мафии.

Кадр из фильма «Фирма»/Scott Rudin Productions/Paramount Pictures/Davis Entertainment/Mirage Enterprises/Ист-Вест/kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Фирма»/Scott Rudin Productions/Paramount Pictures/Davis Entertainment/Mirage Enterprises/Ист-Вест/kinopoisk.ru

На первый взгляд он добродушный куратор для молодого адвоката Митча Макдира (Том Круз), но постепенно раскрывается как значимая фигура в преступной схеме фирмы. В фильме Хэкмен мастерски передал внутренний конфликт человека, который понимает, что сделал неправильный выбор, но слишком глубоко погряз, чтобы вовремя выйти из игры.

«Семейка Тененбаум» (2001)

Одна из последних значительных ролей Хэкмена — в фильме Уэса Андерсона он сыграл Рояла Тененбаума, эксцентричного отца вундеркиндов, который внезапно возвращается к брошенной им семье.

Его герой — одновременно невыносимый эгоист и обаятельный авантюрист. Роял признается, что всегда открыто предпочитал одного сына другим детям, имитирует смертельную болезнь, чтобы вернуться в семью, но при этом искренне пытается исправить свои ошибки.

Кадр из фильма «Семейка Тененбаум»/Touchstone Pictures/American Empirical Pictures/Каскад фильм/kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Семейка Тененбаум»/Touchstone Pictures/American Empirical Pictures/Каскад фильм/kinopoisk.ru

Эта роль стала своеобразным прощанием Хэкмена с кинематографом — ярким, многогранным, с элементами самоиронии, показывающим, что даже на склоне лет актер был способен удивлять.

В 2004 году Хэкмен объявил о завершении карьеры. Этот шаг многим показался преждевременным — в 74 года он был в прекрасной форме. Но, возможно, Хэкмен просто понял, что сказал всё, что хотел сказать через кино, и решил попробовать себя в других видах творчества. Вместе с Дэниелом Лениханом он написал четыре книги: «Пробуждение звезды Пердидо» (1999), «Справедливость ни для кого» (2004), «Вермиллион» (2004) и «Побег из Андерсонвилля» (2008). Затем он выпустил два сольных альбома: Payback at Morning Peak (2011) и Pursuit (2013).

Что объединяет все великие роли Хэкмена? Правда. В каждом своем персонаже — будь то коррумпированный полицейский, шериф-тиран или эгоистичный отец — он находил человеческое измерение. Его герои никогда не были просто «хорошими» или «плохими», они были сложными, противоречивыми, и в этом заключалась их подлинность.

Фото: Dave Azoulay/Shutterstock/Fotodom
Фото: Dave Azoulay/Shutterstock/Fotodom

Хэкмен принадлежал к поколению актеров, для которых кино было не столько бизнесом, сколько искусством. Он не гнался за ролями в блокбастерах, предпочитая проекты с глубоким содержанием. При этом он никогда не позиционировал себя как «серьезный артист» — в каждой его работе чувствовалось удовольствие от игры, радость от возможности на время стать другим человеком. Его роли — свидетельства того, что по-настоящему великое искусство не нуждается в спецэффектах и сверхчеловеческих способностях. Достаточно просто быть честным перед камерой — и тогда даже самый заурядный с виду человек может стать легендой.

Ранее мы рассказали о 10 культовых фильмах, которые остались без «Оскара».

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Мы используем файлы cookie.
Продолжая пользоваться сайтом, Вы автоматически соглашаетесь с использованием файлов cookie. Вы можете отказаться от использования cookies, отключив самостоятельно эту опцию в настройках браузера. Сохраненные файлы cookie можно удалить в любое время.