Сергей Бондарчук: режиссер, показавший войну, мир и судьбу человека на большом экране
Со дня рождения режиссера Сергея Бондарчука 25 сентября исполнилось 105 лет
Детство и юность Сергея Бондарчука
Сергей Федорович Бондарчук родился 25 сентября 1920 года в селе Белозерка Херсонской области. Его родители трудились в местном колхозе. Вскоре семья перебралась в Таганрог, а затем в Ейск. Школьником Сергей ходил в драмкружок и участвовал в ученических спектаклях.
Отец рассчитывал, что сын станет инженером, однако юноша мечтал об актерской карьере. После школы он поехал в Москву и подал документы в театральное училище, но переволновался и даже не стал проходить прослушивание.
Осознав, что совершил ошибку, юноша отправился в Ростов-на-Дону и уже там легко поступил в театральное училище. Учебу прервала Великая Отечественная война: Бондарчук ушел на фронт, воевал и был награжден боевыми орденами.
После демобилизации он некоторое время служил в армии, но вскоре решил вернуться к актерской профессии. В 1947 году Бондарчук поступил во ВГИК, на курс Сергея Герасимова. На прослушивании он прочитал гоголевскую «птицу-тройку» и произвел неизгладимое впечатление на членов приемной комиссии. По воспоминаниям актрисы Клары Лучко, он заворожил всех своим голосом «с переливами, с оттенками» и глубиной глаз.
Актерская карьера
Кинодебют Бондарчука состоялся в знаменитой картине его наставника Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (1948), где он сыграл подпольщика Валько. Эта роль открыла ему дорогу в большое кино.
Однако настоящая всесоюзная слава пришла к Бондарчуку после главной роли в фильме «Тарас Шевченко» (1951). Работа была настолько высоко оценена, что 31-летний актер, минуя звание народного артиста РСФСР, стал народным артистом СССР и обладателем Сталинской премии — случай беспрецедентный.
В 1950-е годы последовала череда ярких работ Сергея Бондарчука. Так, он блестяще сыграл доктора Дымова в «Попрыгунье» (1955) и создал один из самых знаменитых своих образов в фильме Сергея Юткевича «Отелло» (1955). Роль Отелло принесла артисту международное признание: фильм победил на Каннском фестивале.
Бондарчук также снялся в лентах «Кавалер Золотой Звезды» (1950), «Адмирал Ушаков» (1953) и других. Он участвовал и в зарубежных кинопроектах, например в «Битве на Неретве» (1969).
Режиссерские работы Сергея Бондарчука
Режиссерский дебют Бондарчука стал настоящим триумфом. В 1959 году на экраны вышла «Судьба человека» по рассказу Михаила Шолохова. Бондарчук не только срежиссировал картину, но и сыграл главную роль — солдата Андрея Соколова.
Незадолго до создания картины Сергей Бондарчук озвучил рассказ «Судьба человека» на радио. Его услышал Шолохов и написал артисту: «Вы прочитали лучше, чем я написал». Сам будущий постановщик рассказывал, что после прочтения этого произведения думал только о том, чтобы создать на его основе фильм. По его словам, это стало больше чем мечтой — это стало целью жизни.
Фильм потряс зрителей и критиков своей эмоциональной силой и человечностью, собрав множество наград, включая Ленинскую премию. Позже сценарист Василий Соловьев писал: «Судьба человека» ошеломила весь мир… Бондарчук в своем фильме ответил на вопросы: почему и как мы победили».
Вершиной творчества Сергея Бондарчука стала грандиозная киноэпопея «Война и мир», на создание которой ушло шесть лет работы. Он же сыграл в фильме Пьера Безухова. А подходящую исполнительницу роли Наташи Ростовой нашли в балетном училище — ею стала Людмила Савельева.
Режиссер подошел к экранизации основательно: консультировался с историками, изучал труды Льва Толстого, ездил в Ясную поляну. Бондарчук так переживал во время съемок, что однажды у него остановилось сердце — врачи его едва спасли.
Результат от напряженной работы превзошел все ожидания. Вышедшая в 1966 году первая серия стала лидером проката. Следующие части показали уже в 1967 году. Картина получила премии «Оскар», «Золотой глобус» и другие престижные награды.
В 1970-е годы Бондарчук вернулся к военной теме, создав пронзительную ленту «Они сражались за Родину» (1975) по произведению Шолохова. Среди других значимых режиссерских работ — историческая картина «Ватерлоо» (1970), снятая с итальянскими продюсерами, дилогия «Красные колокола» (1982) о революционных событиях и экранизация трагедии Пушкина «Борис Годунов» (1986).
Последним крупным проектом Бондарчука стала масштабная экранизация романа-эпопеи Михаила Шолохова «Тихий Дон». Однако фильм вышел только после смерти режиссера.
«Тихий Дон» — последняя работа Сергея Бондарчука
В середине 1980-х началась подготовка к съемкам «Тихого Дона». Однако в перестроечные времена денег на проект не нашлось. Кроме того, в те годы Сергея Бондарчука стали активно критиковать.
Но режиссер сумел договориться с итальянской компанией, подписал с ней контракт, и съемки начались. Бондарчуку удалось отснять значительную часть материала с международным актерским составом (в роли Григория Мелехова выступил Руперт Эверетт, а его возлюбленную Наталью сыграла дочь режиссера Алена).
В 1992 году итальянская студия обанкротилась, а все отснятые материалы были арестованы кредиторами. Бондарчук, тяжело переживавший крах своего замысла, так и не смог выйти из этого кризиса. В то время он уже болел (у него диагностировали рак легкого). Здоровье режиссера резко ухудшилось, и 20 октября 1994 года Сергея Бондарчука не стало. Завершить и выпустить на экраны фильм «Тихий Дон» удалось лишь спустя более чем десять лет, в 2006 году, его сыну Федору Бондарчуку.
Личная жизнь
Считается, что первой женой Бондарчука стала Евгения Белоусова, с которой он познакомился в ростовском училище. Их брак, в котором родился сын Алексей, распался после войны. Но в СМИ встречается информация, что режиссер официально женился на Евгении уже после рождения ребенка, чтобы дать ему свою фамилию, а затем сразу развелся.
Второй супругой Сергея Бондарчука была актриса Инна Макарова, его однокурсница по ВГИКу. Они поженились в 1947 году, спустя три года родилась дочь Наталья, будущий режиссер. Однако брак дал трещину, когда на съемках «Отелло» у актера завязался роман с Ириной Скобцевой, игравшей Дездемону. Она и стала третьей и главной женщиной в его жизни.
Сергей Бондарчук женился на Ирине в 1959 году, они прожили вместе до конца дней режиссера. Скобцева стала его музой и постоянной участницей его фильмов. В браке родились двое детей — дочь Алена и сын Федор, продолжившие актерскую и режиссерскую династию.
Ранее мы рассказали о поэтессе Ларисе Рубальской, которая 24 сентября отметила 80-летний юбилей.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».