http://Top.Mail.Ru
Северный морской путь: история, маршрут и порты, перспективы СМП | Ямал-Медиа
14 апреля 2025, 14:25

Северный морской путь: ледовый маршрут для больших судов

Дорога через Ледовитый океан: Севморпуть – кратчайшая трасса из Европы в Азию

Пока вокруг Панамского канала кипят споры о его принадлежности, а через Суэц проходить небезопасно из-за обстрелов, Северный морской путь (СМП) остается самым надежным морским маршрутом. Эта водная магистраль соединяет Европу и Азию вдоль российского арктического побережья, проходя по морям Северного Ледовитого и частично Тихого океанов. Длина СМП от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км.

Рассказываем подробно о Северном морском пути, его истории и значении.

История освоения СМП

В 2025 году истории СМП исполнилось 93 года. Принято считать, что он заработал в 1932 году, когда ледокольному пароходу «Александр Сибиряков» впервые в мире удалось пройти всю трассу за одну навигацию. Но эта победа стала возможной после гибели десятков полярных исследователей, которые ранее пытались проложить путь через северные моря.

До начала 20 века Северный морской путь называли Северо-Восточным проходом. Русский дипломат Дмитрий Герасимов в 1525 году впервые сообщил о возможности использования этого прохода. Тогда он ссылался на опыт жителей Белого моря — поморов, которые ходили этим маршрутом. Поморы на небольших судах проникали на добычу морского зверя в Баренцево море и даже до Обской губы.

Века сменяются, но Арктика всегда сурова. Фото: Koptyaev Igor / Shutterstock / Fotodom
Века сменяются, но Арктика всегда сурова. Фото: Koptyaev Igor / Shutterstock / Fotodom

В конце VI века русские мореходы проложили путь к устью Оби, а потом к Енисею, основав на этих реках первые поселения. Первые же исследования арктического побережья Сибири впервые провела Великая Северная экспедиция 1733-1743 годов. Также благодаря стараниям Михаила Ломоносова, в 1764 году состоялась экспедиция под командованием капитана Василия Чичагова. Правда ему не удалось преодолеть полярные льды, и он вернулся в Архангельск.

В 1878 году шведский полярный исследователь Эрик Норденшельд предпринял попытку на китобойном парусно-паровом барке «Вега». Причем экспедицию профинансировало не только шведское правительство, но и русские предприниматели. Путь был долгим. Всего в двухстах километрах от цели — Берингова пролива барк затерло льдами. Пришлось оставаться на зимовку. Летом следующего года «Вега» прошла до пролива. Северный морской путь впервые был пройден.

Специалисты утверждают, что освоение арктических морей оказалось более сложной задачей, чем покорение космоса. Чтобы суда круглый год перевозили грузы по наиболее короткому морскому пути из Атлантического океана в Тихий, Россия построила первый и самый крупный в мире ледокольный флот. Одновременно создавалась транспортная инфраструктура на северном побережье страны. В частности, появились арктические порты Игарка, Диксон, Певек и Провидения.

Важность Севморпути

Российское законодательство определяет Севморпуть как «исторически сложившуюся национальную транспортную коммуникацию Российской Федерации в Арктике». Заполярный маршрут всегда имел большое значение для экономики страны. Тем более в нынешних условиях жесточайших санкций и попыток США и стран Западной Европы изолировать Россию, закрывая международные транспортно-логистические цепочки. В такой ситуации значимость циркумполярного пути выросла многократно.

Еще в годы Великой Отечественной войны Севморпуть оказался самым безопасным маршрутом для перевозки грузов, включая поступающие от стран-союзников по ленд-лизу. Только за военные годы по этой трассе прошли сотни судов, которые перевезли свыше четырех миллионов тонн грузов.

Уже к 1987 году навигацию на СМП обслуживали 17 линейных ледоколов, в том числе восемь атомных, а объем перевозок достигал 6-8 млн тонн в год. В 1991 году Севморпуть открыли для международного судоходства. А когда в начале 2000-х годов в мире обострилась проблема глобального потепления, мировые корпорации всерьез заинтересовались новым маршрутом. Например, в 2009 году через СМП прошли всего два иностранных коммерческих судна, а в 2011 году здесь уже побывало 34 корабля.

Грузопоток Северного морского пути в 2024 году по информации госкорпорации «Росатом», составил почти 38 млн тонн, превысив предыдущий рекордный показатель на 1,6 млн тонн. Также в минувшем году совершено рекордное количество транзитных рейсов — 92.

Размеры арктического морского маршрута

Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км.

Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по арктической водной дороге составляет свыше 14 тыс. км. Для сравнения, через Суэцкий канал надо преодолеть свыше 23 тыс. км.

СМП — связующее звено между Европой и Азией. Фото: maks_ph / Shutterstock / Fotodom
СМП — связующее звено между Европой и Азией. Фото: maks_ph / Shutterstock / Fotodom

Среднее время прохождения по Севморпути — до 14 суток. Скорость зависит от погоды и ледовой обстановки.

Период самостоятельной навигации по открытой воде: июль — октябрь. В остальные месяцы суда ходят только в сопровождении атомных ледоколов.

Уже поставлена задача сделать навигацию по СМП круглогодичной. При этом с 2024 года в западном секторе она фактически уже ведется: навигация идет с помощью ледокольной проводки.

Кроме транзита грузов, Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири. Так, с его помощью осуществляется Северный завоз в отдаленные поселения, поставки топлива, оборудования, продовольствия, а также вывоз леса и природных ископаемых.

Главные порты СМП: Сабетта, Дудинка, Хатанга, Тикси, Певек.

Инфографика: Татьяна Бояринова / «Ямал-Медиа»
Инфографика: Татьяна Бояринова / «Ямал-Медиа»

Факт

Для перехода из Европы в Китай по СМП нужно 25 дней и около 600 тонн судового топлива. На тот же путь через Суэцкий канал потребуется 35 дней и около 900 тонн топлива. Экономия составляет около 1 млн долларов США за один рейс.

Инфраструктура Северного морского пути

Вдоль маршрута СМП находится свыше 50 портов, включая Сабетту, Игарку, Дудинку, Диксон, Тикси, Певек. В акватории действуют семь линейных атомных ледоколов Росатомфлота: «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр», «Вайгач», «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Плюс к ним — атомный лихтеровоз «Севморпуть», имеющий рекордное водоизмещение более 61 тысяч тонн. И вдобавок еще 34 дизель-электрических ледоколов, помогающих в проводке судов и при их швартовке в портах.

Также круглогодичную навигацию в западном направлении без ледоколов осуществляют танкеры-газовозы ледового класса Yamalmax. Летом они же в одиночку работают на восточном направлении. Мощные суда перевозят сжиженный природный газ (СПГ), загружая его в Сабетте с завода «Ямал СПГ».

Нюансы СМП

Главное препятствие для судовождения — лед. К примеру, часть СМП пролегает по Восточно-Сибирскому морю — это самое ледовитое море, на его востоке находится Айонский ледяной массив, в районе Певека. Так вот, этот участок — наиболее труднопроходимый на трассе Севморпути. Даже в летнюю навигацию тут дуют сильные ветра, пригоняющие со стороны Северного Ледовитого океана к берегу многолетние льды.

В целом, специалисты считают зависимость от метеоусловий и ледовой обстановки ключевыми трудностями арктической трассы. Однако, с развитием технологий, в том числе атомного флота, эти сложности постепенно отодвигаются на второй план.

Ледоколы в помощь

Сейчас преодолеть серьезную ледовую преграду могут только ледоколы. Поэтому их услуги предлагаются для коммерческих морских грузоперевозок. К примеру, на официальном сайте Главсевморпути имеется калькулятор расчета стоимости ледокольной проводки в акватории СМП.

Так, при среднем гросс-тоннаже грузового судна 165 тысяч тонн, не имеющем ледового класса, такая операция летом-осенью будет стоить более 40 млн рублей. Но чем выше класс ледовой защиты, тем ниже стоимость. Допустим, при классе Arc 4 стоимость проводки снижается до почти 22 млн рублей.

На этом же сайте размещены правила плавания в акватории Северного морского пути. В частности, там указано, что на этой территории действует разрешительный порядок плавания судов. Иначе судно не может входить в акваторию. Электронный адрес для подачи документов на получение соответствующего разрешения: apps@rosatom.ru.

План развития СМП

По Севморпути в 2035 году собираются перевезти 220 млн тонн грузов. В семь с лишним раз больше, чем в прошлом году. Сегодня эти цифры кажутся слишком оптимистичными. Однако для реализации амбициозных целей правительство России почти три года назад запустило «План развития Северного морского пути до 2035 года».

Морской порт Сабетта — погрузка танкеров. Фото: FUCKtograff / Shutterstock / Fotodom
Морской порт Сабетта — погрузка танкеров. Фото: FUCKtograff / Shutterstock / Fotodom

В распоряжении, подписанном главой правительства РФ Михаилом Мишустиным, в частности, говорится, что приоритетные цели — обеспечить надежную и безопасную перевозку грузов и товаров для людей, живущих в районах Крайнего Севера. Также необходимо создать условия для реализации инвестиционных проектов в Арктической зоне страны.

Общий объём финансирования программы — почти 1,8 трлн рублей. В плане — 150 мероприятий. Среди них строительство терминала сжиженного природного газа и газового конденсата «Утренний», нефтеналивного терминала «Бухта Север», угольного терминала «Енисей». Создание морских перегрузочных комплексов СПГ в Камчатском крае и Мурманской области, порта-хаба для транзитных перевозок во Владивостоке. Кроме прочего, намечено строительство аварийно-спасательного флота из 46 судов, оснащение арктических аварийно-спасательных центров МЧС вертолетами.

Президент о Севморпути

27 марта 2025 года, Президент РФ Владимир Путин сообщил, что грузопоток по Севморпути к 2030 году может достигнуть 70-100 млн тонн. Об этом он сказал в Мурманске на пленарной сессии Международного арктического форума.

«В 2014 году по нему (СМП) было перевезено всего 4 миллиона тонн, то есть совсем недавно, в 2014 году — 4 миллиона тонн. В прошлом — почти 38 миллионов тонн. Это в пять раз больше рекорда советского времени. Мы уверены, что к 2030-му году это будет 70-100 миллионов тонн», — приводит Интерфакс слова главы государства.

При этом Владимир Путин отметил и недоработки. Так, он указал кабмину на то, что необходимые решения по развитию морских путей еще не приняты.

«Мы уже обсуждали с правительством вопрос о том, что нужно в деталях определить модель развития Севморпути, обеспечить его грузопотоки, инфраструктуры и флота, договорились отработать все организационные моменты. К сожалению, решение на этот счет до сих пор не принято, а модель не составлена. Я обращаю на это внимание коллег», — почеркнул Президент.

Также глава государства заявил, что в Арктике предстоит укрепить транспортную и логистическую системы, расширить возможности экономики и бизнеса и обязательно защищать экосистему края.


Загрузка...
Мы используем файлы cookie.
Продолжая пользоваться сайтом, Вы автоматически соглашаетесь с использованием файлов cookie. Вы можете отказаться от использования cookies, отключив самостоятельно эту опцию в настройках браузера. Сохраненные файлы cookie можно удалить в любое время.