Школьная форма в разные исторические периоды: как она менялась
Этапы развития школьной формы
Тема школьной формы непростая, но крайне актуальная для национальной безопасности государства. Что касается исторического развития школьной формы в России, то, не углубляясь совсем далеко в прошлое, следует выделить имперский период, советский период и современный, рассказал «Ямал-Медиа» историк Денис Хоменко.
До XIX века основным образованием большинства детей было религиозное.
Правила, утвержденные в церковно-приходских и церковных учреждениях, закрепляли изучение Закона Божьего. Одежда была соответствующей.
Имперский период
Во время имперского периода, в XIX веке, император Николай I учредил так называемые гражданские мундиры, то есть непосредственно школьную форму имперского образца. По стандартам она была приближенной к военной. По сути, тогда ученик воспитывался и позиционировался как школьник-курсант.
Затем вследствие определенных революционных тенденций в поздней Российской империи начались подвижки в сторону европеизации школьной формы. Однако как таковые они не состоялись. Уже после Октябрьской революции школьная форма как эталон была отменена большевиками. Так было вплоть до 1930-х годов, отметил историк.
Советский период
После Великой Отечественной войны вновь был утвержден эталон школьной формы, уже советского образца. Он предполагал строгость и максимальную простоту. Форма в общем повторяла имперские традиции. Поскольку времена были тяжелые, над страной постоянно висела угроза войны, необходимо было воспитывать молодежь в достаточно суровых условиях с опорой на патриотизм. Поэтому советская форма, учрежденная после Великой Отечественной, имела военизированные черты. Ребенка вновь воспитывали как школьника-курсанта.
Позднее произошла метаморфоза. В 1960-х — 1970-х годах изменения затронули школьную форму мальчиков, а после и девочек. Начался процесс европеизации. За основу был взят образец британской школьной формы. В 1960-х годах это было сделано после «оттепели» и определенной демилитаризации, хотя холодная война еще продолжалась. Но все равно в то время думали о воспитании молодежи, поскольку молодежь — будущее любого государства. Это имело первоочередное значение, уверен историк.
«Таким образом, советская школьная форма претерпела кардинальные изменения в 1960-х — 1970-х годах. В рамках холодной войны, когда шло противостояние по всем фронтам, вдруг появляется школьная форма британского образца. С точки зрения воспитания молодежи и национальной безопасности в целом это было неправильно», — говорит Денис Хоменко.
Современный период
В 1992 году был принят документ, отменивший единую школьную форму. По этому поводу есть разные мнения. Сегодня в России по закону об образовании школьная форма утверждается администрацией учебного заведения. В этом плане школа сохраняет свою автономию.
Конечно, вопрос ношения формы касается в первую очередь отношения к ней родителей и детей. У каждого подхода есть плюсы и минусы. Форма дисциплинирует, подчеркивает коллективизм, воспитывает патриотизм. С точки зрения государственных и общественных интересов это правильно, рассуждает историк.
«Если взять американские образцы школьной формы — там прослеживаются элементы одежды бойскаутов, это опять-таки носит военно-патриотический характер. В британской форме есть свои элементы, появились еще в средних веках. Эти пиджаки и брюки завоевали популярность практически во всем мире, кроме Китая, а также восточных и арабских стран. Их школьная форма тоже имеет свои особенности. В Китае к этому подходят очень серьезно и сохраняют свою уникальность», — рассказал Денис Хоменко.
Китай
В Поднебесной школьная одежда не делится по половому признаку. Мальчики и девочки ходят в практически одинаковых костюмах, похожих на спортивные, у них есть варианты для разных сезонов. Кроме того, у учеников есть праздничная одежда.
Япония
В Японии к школьной форме относятся консервативно. Девочки носят белую или синюю рубашку, юбку в складку и клетку, белые гольфы и туфли, что дало импульс целому канону сексуализированных образов манги и аниме. Для мальчиков предусмотрены темные костюмы.
ОАЭ
Министерство образования ОАЭ ввело единую школьную форму для учащихся государственных школ. Старшеклассники будут носить традиционную национальную одежду. Для мальчиков это дишдаши (свободная белая рубаха до пола) и куфии (арабский мужской головной платок). Девочки будут обязаны приходить на занятия в длинных сарафанах и платьях типа абайи, а также в хиджабах.
Великобритания
В Великобритании мальчики носят брюки и рубашки с галстуком, жилеты и джемперы. Девочки же надевают рубашки с юбкой до колен или чуть выше, а сверху джемперы. Школьная форма в Великобритании ранее была синего цвета.
Однако сегодня в разных учебных заведениях действуют свои правила, поэтому допускается зеленый, серый и другие цвета. Главное отличие каждого учебного заведения — символика, которая наносится на одежду.
Австралия
В школах Австралии школьная форма похожа на ту, которую носят подростки-англичане. Все школьники ходят на занятия в гольфах и ботинках. Но все же отличие имеется. Австралийцы позволяют себе в одежде больше свободы в цветах. Помимо этого, в их учебных заведениях из-за особенностей климата разрешены головные уборы.
Куба
В школах Кубы на детях можно увидеть пионерский галстук, цвет которого не обязательно будет красным — например, бывают голубые.
Девочки приходят на уроки в белых рубашках и сарафанах бордового цвета, а мальчики — в белых или голубых рубашках и брюках синего или бордового цвета.
Африка
Африканским детям местные власти периодически бесплатно раздают форму для того, чтобы они могли получить образование.
Вьетнам
Во Вьетнаме ученицы старших классов ходят в белоснежной форме. Это традиционный наряд — ао дай. Несмотря на то, что этот наряд считается праздничным, многие школьницы носят его ежедневно.
Сирия
Школьная форма в Сирии отличается оригинальностью цветовой палитры. Решение в пользу жизнерадостных оттенков было принято для того, чтобы символически передать желание мира. Хотя изначально школьная форма у сирийских школьников была цвета хаки, чем напоминала военную.
Мексика
Символично, что в школах Мексики коридоры на переменах часто напоминают карнавал. У детей нет единообразия в стиле и цвете одежды. Все образовательные учреждения самостоятельно решают, будут ли ученики носить форму и какую.
Индия
В Индии школьная форма появилась благодаря английским колонизаторам. Единые требования к ней отсутствуют. Однако школьники обязаны одеваться сдержанно. У них должны быть закрыты ноги, плечи, животы. Мини-юбки под запретом. Предпочтение отдается юбкам в пол.
Но все-таки брюки и пиджак — это классика, подчеркнул историк. По его мнению, исторически сложившиеся тенденции очень просты. Это строгие силуэты, белый верх и черный низ. Также большую популярность завоевал синий цвет. К примеру, в 1990-е в России как таковой школьной формы не было, каждый ходил в чем хотел. Получалось, что дети пришли не в школу, а вышли во двор погулять. Этот этап прошел. Сегодня в России ищут золотую середину. Кроме белых рубашек и у девочек, и у мальчиков допускаются синие.
Вызывает интерес курсантская обычная форма, которую сейчас носят в кадетских классах и в учреждениях подобной направленности, отметил историк.
Что же касается качества материалов для школьной одежды, здесь все зависит от экономики государства в определенный исторический период, полагает Денис Хоменко. Так, в 1920-е годы в России не было единой униформы для детей, потому что на это банально не хватало средств. В 1960-х — 1970-х годах, когда за образец была взята британская форма, в обществе было много недовольства, потому что на нее тоже не хватало средств: материал для пошива был дорогой.
«Недавно предложили ввести форму в духе императорской России. Это потрясающе красивая форма. Как говорится, все как у дворян, но опять же — это вопрос экономический. Сколько такая форма будет стоить? Можно ввести какие-то элементы. Поскольку символ России повторяет символ Российской империи, он может быть отличительным знаком для воспитания патриотизма. Что же касается общего вида в целом, это должны быть пиджак, рубашка, галстук и символ российской государственности. Но большинство детей стесняются носить галстуки в таком возрасте. В американской школьной форме для девочек введены клетчатые юбки. Это нежелательно, потому что ученики не должны отвлекаться. Они должны понимать: школа — это храм знаний».
Денис Хоменко
историк
Когда школьная форма детей различается, между ними начинается конкуренция, отметил наш собеседник. Однако, по его мнению, это не страшно.
«Законы конкуренции никто не отменял. Нужна, конечно, золотая середина. Хоть и говорят, что встречают по одежке, а провожают по уму, и одежда — это не есть внутренний мир ребенка, но внешний вид играет огромную роль, потому что в школе молодые люди воспитываются с малых лет, учатся деловому общению и необходимым навыкам для жизни в обществе и на благо государства», — подытожил Денис Хоменко.
Ранее мы писали о том, что в России планируют утвердить ГОСТ в отношении школьной формы.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».