Шумные забавы молодых. Как веселились на Татьянин день студенты в дореволюционной России
Но в Российской империи Татьянин день отмечали с особенным размахом. Это был настоящий студенческий карнавал: молодые люди хотя бы на несколько часов чувствовали свободу от жестких условностей и могли ни в чем себе не отказывать. Если позволяли средства, конечно. К студентам присоединялись и преподаватели, и ученые — это был и их день тоже.
А после праздника «голова болела» не только у студентов, но и у руководства университетов, полиции, репортеров и, разумеется, у русских писателей. Они-то не упускали случая лишний раз попенять на нравы или социальный строй.
Как отмечали Татьянин день студенты в дореволюционной России и что писали о студенческих гуляниях классики — в материале «Ямал-Медиа».
День студента глазами дяди Гиляя
Но начнем с репортеров и самого известного из них — «дяди Гиляя», Владимира Алексеевича Гиляровского. В книге «Москва и москвичи» он писал: «Никогда не были так шумны московские улицы, как ежегодно в этот день. Толпы студентов до поздней ночи ходили по Москве с песнями, ездили обнявшись втроем и вчетвером на одном извозчике и горланили».
Наблюдательный «король репортеров» подмечал и главное: «Недаром во всех песенках рифмуется: «спьяна» и «Татьяна!» Студенты действительно гуляли напропалую. Полиция старалась не реагировать. По словам дяди Гиляя, существовали даже указания свыше: студиозисов в этот день не трогать и в околоток не тащить. Даже вездесущим шпикам, высматривающим неблагонадежных, предписывалось не высовываться.
Торжества в Татьянин день в Москве всегда начинались в главном зале здания университета на Моховой улице. После официальных поздравлений ректора студенты не расходились, а продолжали отмечать уже на свой лад. Молодежь победнее направлялась к Никитским воротам и Тверскому бульвару — к заветным пивным. Студенты из состоятельных семей ехали на своих рысаках домой, к праздничному обеду.
«Зарядившись» по первой, студенты толпами вместе со своими товарищами спускались по бульварам к Трубной площади, где пели уже не Gaudeamus, а «Дубинушку». Среди них мелькали и богатенькие, но в стареньких шинелях.
Кульминация — в ресторане «Эрмитаж». «С песнями вкатываются толпы в роскошный вестибюль с зеркалами и статуями, шлепая сапогами по белокаменной лестнице», — писал Гиляровский. Весь ресторан по такому случаю «обнулялся»: шелковую мебель убирали, пол посыпали опилками, вносили простые деревянные столы, табуретки и венские стулья. В буфете и кухне — только холодные закуски, водка, пиво и дешевое вино. «Это был народный праздник в буржуазном дворце обжорства», — отмечал дядя Гиляй.
За столом звучали не только здравицы, но и довольно смелые речи. «Пели, говорили, кричали, заливали пивом и водкой пол — в зале дым коромыслом! Профессоров качали и поднимали на столы... Ораторы сменялись один за другим», — писал знаменитый журналист.
Татьянин день в Москве по Чехову и Андрееву
Куда как менее восторженным и более саркастичным был взгляд на студенческие безобразия в честь праздника у Антона Павловича Чехова. В 1885 году в фельетоне по случаю 130-й годовщины Московского университета он писал: «Татьянин день — это такой день, в который разрешается напиваться до положения риз даже невинным младенцам и классным дамам... В этом году было выпито все, кроме Москвы-реки, которая избегла злой участи благодаря только тому обстоятельству, что она замерзла».
От внимательного взора классика, который тоже, разумеется, участвовал в торжествах, не укрылось, что «в «Эрмитаже», пользуясь подшафейным состоянием обедающих, кормят завалящей чепухой». Подытоживая впечатления от шума и угара столицы, охваченной всеобщим весельем, Чехов писал: «Было так весело, что один студиоз от избытка чувств выкупался в резервуаре, где плавают натрускинские стерляди».
Многие авторы отмечали противоречивость Татьянина дня. С одной стороны, день студента — время для развлечений и веселья, «будем веселиться, пока молоды» (Gaudeamus igitur, juvenes dum sumus!). С другой — это день просвещения, а можно ли сочетать знание с неумеренным употреблением алкоголя? И кроме всего прочего, это день святой мученицы Татианы, поэтому разгул и беспорядок совсем неуместны.
Так, Леонид Андреев в очерке «Татьянин день» (1901) писал: «Каждый год, смущая своим постоянством всех друзей русской действительности, возникает и на все лады трактуется один и тот же вопрос: нужно ли на Татьянин день напиваться или можно обойтись без пьянства, и не только можно, но даже и должно?»
Для контраста писатель рассказал в том же фельетоне о совершенно трезвом вечере с чаепитием на Татьянин день с участием виднейших писателей и ученых — Успенского, Михайловского, Лесгафта, Бекетова. В зале присутствовало триста студентов, профессоров и литераторов. И — о, чудо: искренние речи и живое общение оказались сильнее зеленого змия. «И тут впервые я понял ложь пьянства, понял, что есть нечто неизмеримо сильнейшее вина, этого жалкого суррогата жизни», — подытожил Андреев.
Татьянин день до революции: протест Льва Толстого
Андреев следовал позиции Льва Толстого. «Прижизненный классик» по поводу Татьяниного дня в выражениях совсем не стеснялся и сравнил студенческие гуляния в Москве с «дикими деревенскими праздниками». И в русской глубинке, где «одурманивают себя до потери образа человеческого», и в университетах, где «заплетающимися языками поют бессмысленные латинские песни», — все едино, по мысли Толстого.
«Ужасно то, что люди, стоящие по своему мнению на высшей ступени человеческого образования, не умеют ничем иным ознаменовать праздник просвещения, как только тем, чтобы в продолжение нескольких часов сряду есть, пить, курить и кричать всякую бессмыслицу», — сетовал классик.
Самое страшное, считал он, что «люди эти среди безобразия радуются на самих себя и соболезнуют о непросвещенном народе», и призывал прекратить эту пагубную и — что важно — лицемерную традицию.
О студенческом разгуле на Татьянин день Толстой в 1889 году написал статью «Праздник просвещения». А в 1890 году вышла его комедия «Плоды просвещения», где, сопоставляя людей разного социального положения, классик уже открыто потешался над ложной ученостью всего «просвещенного» общества.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».