http://Top.Mail.Ru
Сальвадор Дали: интересные факты, биография, скандалы и личная жизнь | Ямал-Медиа
23 января 2024, 02:40 (обновлено: 22 января 2024, 15:19)

Шутки гения Сальвадора Дали. Как испанский художник стал мировой знаменитостью

Сальвадор Дали — один из самых знаковых и влиятельных художников 20 века. Причудливые сюрреалистические метаморфозы на его полотнах бросали вызов традиционному восприятию реальности. Каждую работу художника рассматривали едва ли не под микроскопом — и продолжают рассматривать по сей день. Но жизнь и эксцентрические выходки Дали обсуждали не меньше.

Еще в молодые годы он понял: мало быть талантливым творцом — двадцатый век удивить сложно, поэтому свое видение мира нужно уметь продавать. Когда шаблоны рвутся один за другим, для полного успеха — в том числе финансового — должен был явиться настоящий «гений безумия».

Театр-музей Сальвадора Дали, под куполом которого находится склеп художника. Фото: wikimedia.org
Театр-музей Сальвадора Дали, под куполом которого находится склеп художника. Фото: wikimedia.org

И он явился. Но за публичным имиджем эксцентричного художника скрывалась совсем другая жизнь, полная загадок и тайн. В память о великом испанском художнике, который скончался ровно 135 лет назад, «Ямал-Медиа» расскажет о первых шагах Сальвадора Дали на пути к мировой славе. И о том, чего это ему стоило.

Как Сальвадор Дали поссорился с отцом

Сальвадор Дали родился в каталонском городе Фигерос в 1904 году. Оба его родителя, а позже и сам художник, считали, что он — реинкарнация своего тезки-брата, который умер за год до его рождения.

Его тянуло к искусству с раннего возраста. Семья Дали часто отдыхала в курортном городе Кадакесе, который издавна облюбовали художники, в том числе Пабло Пикассо. Родители дружили с пуантилистом Рамон Пишо, который с удовольствием показывал мальчику свои работы.

В 1921 году его мать умерла от рака, отец скоропалительно женился на своей невестке. Эта нанесло Сальвадору первый серьезный удар. Еще одним стало безразличие отца к его таланту. Нотариус из Фигейроса не видел художника в сыне, хотя тот серьезно занимался искусством, еще учась в школе. Сальвадора тоже ждала карьера нотариуса.

Нехотя отец все-таки отпустил юношу в Академию изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде. Но обида осталась, и много позже, в 1933 году, Дали написал картину «Загадка Вильгельма Телля» — Телль в его художественном мире символизировал отца, лишившего сына наследства. Эта же картина станет и поводом для исключения художника... из группы сюрреалистов.

Но сначала разберемся, как он вообще к ним попал.

Как Сальвадор Дали попал к сюрреалистам

Дали заинтересовался новыми течениями в искусстве во время обучения в Академии. Началось все с постижения постимпрессионизма, Далее последовали увлечение кубизмом и дадаизмом, дружба с модернистами Луисом Бунюэлем и Федерико Гарсиа Лоркой, активное изучение работ Фрейда, знакомство с Пикассо. Но Академии было с ним не по пути, на экзамене он бросил преподавателям в лицо, что они невежды в искусстве, и покинул ее со скандалом.

Сальвадор Дали и Федерико Гарсиа Лорка. Барселона,  1925 г. Фото: wikimedia.org
Сальвадор Дали и Федерико Гарсиа Лорка. Барселона, 1925 г. Фото: wikimedia.org

А через три года Дали ждал первый по-настоящему публичный скандал. Его картина «Диалог на берегу» вызвала шок из-за своей откровенности, барселонский галерист отказался ее выставлять. Для выставки отобрали другие работы, но пресса подхватила тему и с удовольствием интриговала читателей невыставленной картиной. В последовавшем за скандалом интервью Дали заклеймил всех современных испанских художников, за исключением Пикассо и Миро, и впервые озвучил свое творческое кредо.

«Единственная моральная основа — быть правдивым по отношению к реальности моей внутренней жизни; главная цель в искусстве — внести посильный вклад в дело уничтожения художественности и добиться международного признания; мое самое сильное желание — с определенностью и постоянством сохранять живое состояние ума. Я ненавижу мещанскую «тухлятину», — заявил он.

В 1929 году Дали и его давний друг, режиссер и сценарист Луис Бунюэль создали проект «Андалузский пес» — первую сюрреалистическую короткометражку. Спустя полвека Бунюэль более подробно описал их совместную работу: «Между нами не было разногласий. Мы старались использовать спонтанно возникавшие образы и ассоциации, освобождаясь от влияния традиций. Мы хотели, чтобы образы поражали, не вызывая лишних вопросов».

Дали высоко ценил возможности кинематографа в воплощении причудливых метаморфоз, явленных в снах, которые он так настойчиво воссоздавал в живописи. Наиболее удачной находкой в «Андалузском псе», по его мнению, было... превращение женской подмышки в морского ежа. Подобные приемы, говорил позже художник, позволили ему «оживлять картины». Уже в 1970-х Дали пришел к голограмме, которая помогла ему, наконец, воплотить до того существовавший лишь в его воображении «четырехмерный мир».

Кадр из фильма «Андалузский пес». Скриншот: kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Андалузский пес». Скриншот: kinopoisk.ru

Новым «светочем» для художника стал Андре Бретон, вокруг которого собралась группа талантливых и провокационных творцов. С 1920 года они устраивали шокирующие выставки, затевали драки на банкетах, провоцировали скандалы. Буржуазная публика наблюдала за этими молодыми поэтами с некоторым беспокойством. Однако творческая активность движения продолжала расти: в доме Бретона открылось Бюро сюрреалистических исследований, издавались многочисленные журналы. Идеи движения стали международными, появились аналогичные кружки в других европейских столицах.

Дали был удивлен тем, что его собственные мысли о современной культуре совпадают с идеями сюрреалистов. В письме к Лорке он говорил, что «мой путь идет в сторону от сюрреализма, но в нем есть жизнь».

В статье «Новые границы живописи», написанной в то время, у Дали действительно было много сходства с идеями сюрреалистов, особенно в том, что в век технического прогресса и науки «живопись и поэзия освободились от обязанности отображать окружающий мир». По мысли Дали, почерпнутой у Бретона, у художника больше нет необходимости передавать визуальную информацию, настала пора сосредоточиться не на форме изображения, а на сфере подсознания.

В том же году Дали вошел в кружок парижских сюрреалистов, возглавляемый Анри Бретоном. «Пропуском» стал кинопроект «Андалузский пес». Чем запомнился художник самим сюрреалистам? Все они сошлись в том, что он был очень застенчив, единственный из присутствовавших носил усы и был в костюме не то клерка, не то продавца.

Как Сальвадор Дали сам стал сюрреализмом

Итак, сюрреалистическое искусство — это бунт против стандартизации, рационализма, гегемонии прагматических ценностей. Оно предлагало, даже выпячивало фантастическое, иррациональное и ненормальное в условиях техногенной культуры. База направления — учение Зигмунда Фрейда о бессознательном, техника — «автоматическое письмо», как у детей и безумцев, идея — возвращение к первозданной чистоте форм. Все в «реальном мире» — природа, город, техника, лица — получало сюрреалистическую интерпретацию, «перетекало» друг в друга, не имело начала и конца.

Сальвадор Дали «Портрет Джоэллы». 1933-34 гг. Портрет был создан на гипсовом бюсте Джоэллы Ллойд. Фото: wikimedia.org
Сальвадор Дали «Портрет Джоэллы». 1933-34 гг. Портрет был создан на гипсовом бюсте Джоэллы Ллойд. Фото: wikimedia.org

Но Дали подспудно ненавидел «классический» сюрреализм с его автописьмом: по его мнению, все, что он создавал, требовало полного контроля: даже эпатаж должен быть осмысленным и отрепетированным. Он поклонялся Веласкесу и Рафаэлю, считал только их технику непревзойденной и единственно возможной для такого гения, как он сам.

Интересно, что и сам Зигмунд Фрейд, при всей его консервативности и любви к старинному искусству, тоже с подозрением относился к сюрреалистам, даже называл их «законченными маньяками». По его мнению, следование бессознательному не освобождало художника — скорее наоборот, поэтому допускать возможность искусства, абсолютно свободного от давления и условностей, — значит быть реальным безумцем. Художник может уйти в воображаемую жизнь для удовлетворения своих инстинктов и честолюбия, но ему также должна быть известна и обратная дорога из мира фантазий в реальность — так считал Фрейд.

Лидер сюрреалистов Андре Бретон отмечал, что «возможно, именно благодаря Дали окна разума открываются настежь». Но «окна» раскрылись слишком широко. Дали расценил позицию Фрейда (он даже встречался с ним несколько раз) как очередной вызов. Почему бы не создать воображаемый мир в реальности, тогда и выходить из него не потребуется. Осталось только окончательно избавиться от «тухлятины» в своей жизни. А искусство подтянется.

В 1934 году Дали впервые посещает США, где с восторгом встретили молодого эпатажного художника. Американцы, уставшие от Великой депрессии, были не прочь развлечься, попутно скуки ради бросив вызов устоявшимся жанрам и традициям. Тогда же художник впервые почувствовал вкус больших денег. Но если Дали каким-то и образом предал цели и методы высокого искусства, сделав ставку на статус знаменитости и финансовый успех, он, по крайней мере, оказался в нужном месте в нужное время. Теплый прием, который получили его работы, и прибыль от продаж картин, вполне вероятно, заставили Дали поверить в то, что «великодушная, немного наивная Америка стала его устрицей».

Сальвадор Дали перед первой поездкой в США. Париж. 1934 г. Фото: wikimedia.org
Сальвадор Дали перед первой поездкой в США. Париж. 1934 г. Фото: wikimedia.org

За «особое рвение к денежным знакам» Андре Бретон в 1942 году наградил Дали прозвищем Avida Dollars («Жаждущий долларов»). Но это был запоздалый ответ: Дали вышел из кружка Анри Бретона еще до начала гражданской войны в Испании. По одной из версий, потому, что придерживался центристских позиций, в то время как большинство его бывших сподвижников были «леваками». По другой — после выставки картины «Загадка Вильгельма Телля», где ребенка держал на руках почитаемый сюрреалистами Ленин. По третьей — после заявления: «Сюрреализм — это я!»

Как Дали издевался над Америкой и стал знаменитым на весь мир

Это был тщательно продуманный план атаки, над которым художник размышлял еще до первой поездки в Штаты. «Каждое изображение, пришедшее из Америки, я, так сказать, обнюхивал с тем сладострастием, с каким человек приветствует первые ароматы сенсационного блюда, которое предстоит отведать», — писал Дали.

Подготовка была серьезной. Дали видел себя не менее чем Колумбом, а то и Иоанном Крестителем, призванным «нести свет сюрреализма» заокеанским дикарям. Чтобы ударить аудитории в самое сердце, Дали подстраивал свои работы и перформансы под язык американской культуры и плотно сотрудничал со СМИ, которые которые охотно распространяли его работы и демонстрировали его эксцентричность как художника.

Знаменитыми лихо закрученными усами художник обзавелся за океаном в 1940 году — пусть американцы увидят Дон Кихота, единственного испанского персонажа, о котором, по мысли Дали, они вообще что-то слышали. Позднее, в «Дневнике одного гения» (1952) художник написал, что вдохновлялся образами Веласкеса при выборе формы усов. Но это была история для очередного «запудривания мозгов» публики. В том же году он «признался», что идеи сюрреалистических картин получает из космоса с помощью устремленных вверх усов-антенн. И чему верить?

К тому времени красочные истории о его эпатажных выходках уже годами не сходили с первых полос американских газет. Чего стоит знаменитый «телефон-омар», созданный художником еще в 1936 году.

Сальвадор Дали «Телефон-омар». 1936 г. Источник: old.bigenc.ru
Сальвадор Дали «Телефон-омар». 1936 г. Источник: old.bigenc.ru

Профаны видели в ракообразном на месте телефонной трубки телефона лишь эротический подтекст и радостно хмыкали, представляя себе, как подносят «ту самую щель» к губам. Но где Эрос, рядом и Танатос. Телефонная трубка в мире Дали значила оборванную связь, а сама скульптура была частью цикла работ «Паранойя и война». «Пока этот мир переполнен техникой, в нем царит только Смерть» — художник и здесь не сбился с сюрреалистического курса. Это подтверждается и иллюстрацией Дали 1938 года для словаря сюрреализма Андре Бретона. Статью «Téléphone aphrodisiaque» сопровождает телефон-омар, над которым вьются мухи, что можно толковать как предчувствие надвигающейся войны.

Еще одна шутка гения — гораздо более масштабная — провокационная автобиография «Тайная жизнь Сальвадора Дали» (1942). Рассказ о своем жизненном пути художник сделал настолько искренним, что превратил его в святая святых американской пуританской культуры — в исповедь перед общиной.

В книге Дали описывает свое безумие и извращения, а потом отказывается от них, чтобы показать себя новым человеком, преображенным и наделенным благородной миссией спасти живопись и провозгласить сюрреализм. Публика купилась на роль спасителя гения — то ли новоявленного Колумба, то ли Крестителя — и прониклась «религией сюра» до глубины души. Поп-арт 1960-х — это тот же Дали, только схематичный. Бренды — в том числе духи «Сальвадор Дали», созданные французом Жан-Пьером Гривори уже в 1982 году, — все тот же каталонский художник, совершивший, подобно Америке, «обратное» завоевание Европы.

Единственным — почти фатальным — промахом в деле «окучивания» Штатов была вечеринка Дали и его супруги Галы по поводу завершения приветственного визита в Америку в 1934 году. Что извинительно — все-таки «первый блин», даже у гениев такое бывает.

Сальвадор Дали тянется за гипсовым бюстом Венеры Милосской. Фото из журнала «Life». 1941 г.
Сальвадор Дали тянется за гипсовым бюстом Венеры Милосской. Фото из журнала «Life». 1941 г.

Согласно дресс-коду, хозяева и гости пати оделись в костюмы, напоминающие их наиболее часто повторяющиеся сны. «Шляпка» Галы была крайне эпатажной: на лбу у нее была закреплена кукла, имитирующая... убитого младенца. Мало того, что костюм был пугающим сам по себе, но и крайне неуместным — Дали еще не совсем «вошел» в американскую повестку. Как раз незадолго до того похитили и убили маленького сына знаменитого летчика Чарльза Линдберга, за судом над преступником следила вся страна. Несмотря на все объяснения и оправдания Дали и его жены, по обе стороны океана разразился страшный скандал.

Эффект, скорее всего, был не преднамеренным, но этот скандал показал Дали степень, до которой пуританская американская публика была благосклонна к провокациям. Именно с этого момента американские СМИ стали идентифицировать испанского художника как воплощение сюрреалистического иконоборчества — ироничный статус, учитывая последующий разрыв Дали с движением. Промахов такого масштаба художник больше не допускал, и с тех пор каждая его «безумная» выходка была точно рассчитанным маркетинговым ударом.

Интересные факты из жизни Сальвадора Дали

  • Дали считал себя брендом и извлекал максимальную прибыль не только из своего искусства, но и из автографов. Он регулярно устраивал часовые сессии: каждые две секунды ставил подпись на чистый лист. На этой бумаге потом печатали литографии и продавали по тысяче и более долларов за шутку.
  • В 1948 году Дали вместе с фотографом Филиппом Халсманом провели фотосессию «Dali Atomicus» с участием трех кошек, летящих в потоке воды, выливаемой из ведра. Потребовалось 28 дублей с бедными животными.
Проект «Dali Atomicus». 1948 г. Фото: wikimedia.org
Проект «Dali Atomicus». 1948 г. Фото: wikimedia.org
  • В 1950-х годах Дали заинтересовался ядерной физикой, его картины стали отражать новое увлечение. Он даже создал серию работ, вдохновленных структурой двойной спирали ДНК.
  • В 1973 году Дали опубликовал кулинарную книгу «Les Diners de Gala» (игра слов: «Гала-ужины»/«Торжественные ужины Гала»), в которой были представлены рецепты и иллюстрации, вдохновленные сюрреализмом. Книга стала отражением любви Дали к еде и его убежденности в том, что приготовление пищи — одна из форм художественного самовыражения.
  • Домашними животными Дали были муравьед Отелло и оцелот (карликовый леопард) Бабу. Художник часто брал животных на прогулки и приемы.
Сальвадор Дали с оцелотом Бабу. Фото: wikimedia.org
Сальвадор Дали с оцелотом Бабу. Фото: wikimedia.org
  • Несмотря на свое противоречивое и провокационное творчество, Сальвадор Дали был глубоко религиозным человеком. До самой смерти он придерживался католицизма, символы из «своего мира» он часто сопровождал религиозными образами.
  • Сальвадор Дали испытывал глубокий страх перед смертью, что заметно в его работах. Однажды он сказал: «Я боюсь смерти. До ужаса. Смерть — это абсолютная неизвестность, абсолютная тайна». Страх смерти также заставил Дали поверить в концепцию бессмертия, которую он развивал в поздних работах.
  • Сальвадор Дали умер 23 января 1989 года в возрасте 84 лет, завещав все работы Испании. Детей у художника не было.
  • В 2017 году тело Дали эксгумировали для установления отцовства. Мария Пилар Абель Мартинес утверждала, что она — дочь от мимолетной связи художника с горничной. Генетическая экспертиза опровергла претензии самозванки. Специалисты отметили высокую сохранность останков Сальвадора Дали. Благодаря бальзамированию, даже знаменитые усы сохранили форму.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...