Сингапурская методика обучения в школе: что это такое и как работает
Что такое сингапурская методика обучения
Сингапурская методика обучения — это комплекс организационных и педагогических условий работы школы, а также методов создания образовательной среды и техник работы с классом, рассказал доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Г. В. Плеханова Вадим Ковригин.
Несомненный плюс сингапурских методик заключается в том, что в центре образовательного процесса находится личность ребенка. Кроме того, сами уроки выстроены так, что в работу неизбежно включаются все ученики, а это повышает мотивацию и интерес к обучению.
По словам Ковригина, однозначно назвать одного автора этой методики нельзя — она складывалась десятилетиями. Считается, что значительный вклад в ее становление внес сингапурский педагог Бенджамин Генри Ширс.
Как работает сингапурская методика обучения
При сингапурской методике обучения задействован весь класс: ученикам приходится учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями и таким образом самообучаться.
Работа с учителем — на третьем месте
Ученики на уроке должны в первую очередь взаимодействовать друг с другом, затем — с материалом, и только на третьем месте — работа с учителем.
Модель «ученик — учитель», когда ребенок только воспринимает информацию и должен ее запомнить, не сможет воспитать успешного в современном мире человека, уверены сторонники сингапурской методики.
В сингапурских школах большую роль играет мизансцена урока — рассадка учащихся. Чаще всего они сидят по группам из четырех человек друг напротив друга. Во время урока ученики работают в команде: добывают, обсуждают и закрепляют полученные знания, подчеркнул Вадим Ковригин.
Поднятые руки и вызовы к доске — в прошлом
Еще один прием сингапурской методики: необходимость выполнять те или иные задания передается от ученика к ученику по цепочке. Так поднятые руки и вызовы к доске желающих отсидеться уходят в прошлое.
Идет обсуждение заданного учителем вопроса. Один из учеников представляет все аргументы, высказанные в его группе (или паре) всему классу.
Дети ищут ответы не в учебниках, а в интернете
На уроках по сингапурской системе часто школьники роются не в учебнике, а в интернете. Все источники информации признаются ценными.
Для жизни в мире, в котором принимаемые решения зависят от скорости и точности работы с информацией, и готовит школьников сингапурская система.
Ученики разговаривают и ходят по классу
От традиционных занятий сингапурские уроки отличает большая свобода. Ученики постоянно разговаривают между собой, часто встают и ходят по классу. Учитель не командует, а наблюдает и направляет, дает темы.
Отстающие тянутся за сильными
Все учителя отмечают, что сингапурская методика эффективно работает для отстающих детей. В группе их слушают, они тянутся за сильными учениками. В традиционной же системе такие ученики часто не получают должного внимания, которым их просто не может обеспечить учитель.
При этом дети вовлечены в образовательный процесс не только на уроках. Достаточно много времени в нем отводится на дополнительные виды деятельности, такие как реализация научных проектов, занятия спортом и творчеством. В целом можно сказать, что образовательный процесс направлен на воспитание лидеров.
Особенности сингапурской методики
Основные принципы сингапурской методики: внимание каждому ученику с учетом особенностей его личности, активные и проактивные методы взаимодействия учителя с классом.
В начальных классах дети обучаются шесть лет. Первые четыре года осваивают английский, один из азиатских языков, литературу, математику, искусство, развивают социальные навыки. В следующих двух классах они самостоятельно выбирают дополнительные предметы с разным уклоном — гуманитарным или техническим.
«Во всех классах начальной и средней школы активно применяются технологии создания временных групп, сообучение. Так, например, полюбившаяся сингапурцам технология «Stir the Class» — «учеба в движении». Учитель разрешает ученикам перемещаться по классу, чтобы поменяться ответами с другой командой и записать их. В таких группах учащиеся совместно решают задачи, ставят и разрешают проблемы. Или, например, «Simultaneous round table» — дети распределяются на группы по четыре человека, каждый из них выполняет задание и передает свою работу на проверку соседу. В таких ситуациях учащиеся ответственны друг перед другом и чувствуют значимость коллектива».
Вадим Ковригин
доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Г. В. Плеханова
Обучение в старшей школе Сингапура длится один — три года и работает по британской системе со сдачей итогового экзамена для поступления в высшие учебные заведения.
Как применяют сингапурскую методику обучения в России
Попытки внедрить сингапурскую методику в российские школы начались в 2011 году с Республики Татарстан. Здесь около 20 тысяч учителей прошли обучение по этой методике и используют ее в своей работе до сих пор. Сейчас сингапурской моделью охвачен весь Татарстан. Педагоги дают открытые уроки, издают пособия и методички. Помимо Татарстана сингапурскую методику пытались применить некоторые школы в Удмуртии, Тюмени, Омске, Красноярске, но родители к ней отнеслись скептически.
Доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Г. В. Плеханова Вадим Ковригин считает, что комплексно внедрить сингапурскую методику обучения в России довольно трудно. Однако взять на вооружение некоторые элементы системы — вполне возможно. Из Сингапура заимствована и идея Национальной системы учительского роста, которая сейчас апробируется в России.
«Сингапурская методика показывает очень высокие результаты, и образовательная система этого города-государства в большинстве рейтингов занимает верхние строчки. Отсюда такой интерес к ней в разных странах. Однако надо отметить, что бездумно копировать сингапурские методики не следует. Сингапурская система обучения — детище своего времени и тех особенных условий, которые сложились в государстве при Ли Куан Ю».
Вадим Ковригин
доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Г. В. Плеханова
Замечательным явлением в российской педагогике прошлого века была целая плеяда учителей-новаторов — Шалва Амонашвили, Виктор Шаталов, Александр Адамский, Борис Волков, Евгения Ильина, Владимир Караковский, Софья Лысенкова и другие. В своих методиках они тоже делали большой акцент на коллективе. Еще ранее Антон Семенович Макаренко призывал работать через коллективные творческие дела и временные коллективы с детским сообществом. Однако такие технологии от учителя требуют большой самоотдачи, резюмирует Вадим Ковригин.
Школы с альтернативными методиками
Сегодня в России можно без проблем найти хорошую альтернативную школу. Но есть среди них те, что уже давно известны и успешно реализованы в разных странах. Так, хорошо себя зарекомендовала школа Монтессори.
В последние годы в нашей стране только набирает популярность итальянская методика преподавания. Сейчас в крупных городах можно найти отдельные реджио-центры. Наиболее заметный из них — Reggio space в Петербурге. Также альтернативное обучение можно получить в школах с авторскими программами, в Вальфдорских школах и школах-парках.
Каждая школа с авторским подходом к обучению старается предоставить ученикам больше свободы. На первое место ставится не зубрежка формул, исторических дат и новых параграфов, а развитие и воспитание личности.